О ПАЛОМНИЧЕСТВЕ
“За благословенный[1] хадж воздаянием может быть только Райская обитель”[2].
Пророк Мухаммад
Филологическое значение слова “хадж” – “стремление, направление, намерение”.
В терминологии шариата[3] “хадж” – это устремление душой и телом в определенное место и время для выполнения специальных ритуальных действий. В данном случае таким местом является Священная Кааба и гора Арафат, расположенные на территории современной Саудовской Аравии. Что касается обозначенного Исламом отрезка времени для совершения хаджа, то это месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Действия, из которых состоит обряд паломничества, будут объяснены ниже.
Пророк Мухаммад говорил: “Кто совершит паломничество и при этом не обмолвится ни одним плохим [несущим негатив] словом [за время пребывания на священных землях] и не совершит греха, тот вернется [домой] подобно только что родившемуся [то есть простятся ему все ранее совершенные прегрешения]”[4]. В полной мере понять смысл данного пророческого изречения на уровне разума и сердца человек сможет, лишь окунувшись в атмосферу паломничества, физически и духовно приблизившись к истокам Единобожия, веры, жизни и вечности.
То, что происходит с верующим после паломничества (конечно же, если в нем имелась хоть малейшая душевная живость), трудно описать словами. Это надо пережить.
Совершение хаджа было вменено в обязанность мусульманам в конце 9 г. с момента переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину с ниспосланием аята: “…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать. А кто не верует [безбожный или верующий, который имеет возможность, но не выполняет предписание Творца], то воистину, Всевышний не нуждается ни в одном из миров. [Ему не нужны покорность или поклонение ангелов, джиннов либо людей. Это они нуждаются в Нем. Им искать пути к Нему, к Его милости и всепрощению]” (Св. Коран, 3:97). В связи с истечением периода хаджа в год ниспослания приведенного аята Пророк совершил его на следующий, десятый год по лунному календарю. И это было его единственное паломничество.
С тех пор приверженцы Ислама со всех уголков земного шара, независимо от их цвета кожи, политических взглядов и убеждений, отрешаются на время от мирской суеты, чтобы предстать перед Господом (Который трансцендентен, не ограничен ни местом, ни временем) на земле пророков, освещенной немеркнущим светом Священной Каабы, и обратиться к Нему с просьбой о милости.
Обязательность хаджа
Хадж является одним из столпов Ислама. Его совершение раз в жизни – неукоснительная обязанность каждого мусульманина в соответствии с вышеприведенными словами Всевышнего. Другим указанием на обязательность паломничества служат строки, обращенные к пророку Аврааму: “Объяви [Авраам] людям о [необходимости] паломничества [к храму], они [несмотря на расстояния, услышат тебя] придут и пешими, и на худощавых верховых животных [кто как сможет] из самых отдаленных уголков земли[5]. Все это для того, чтобы (1) получили они с этого пользу [как мирскую, ведя параллельно торговые отношения, знакомясь с новыми людьми, так и вечную, совершая пред Господом миров соответствующие ритуалы на этой святой земле], (2) чтобы упоминали Творца в известные дни[6], (3) [поблагодарили Его и] за то, что дал им жертвенных животных (упоминали Его имя при заклании их), мясом которых они сами питаются и в обязательном порядке угощают нищих. А после пусть приведут себя в порядок [подстригут волосы и ногти, вымоются], исполнят обет [взятые на себя пред Богом обязательства, если были таковые] и совершат обход вокруг Каабы [так называемый “обход устремления” (таваф аль-ифада)]”[7] (Св. Коран, 22:27–29).
Указанием Сунны на обязательность хаджа служит известное изречение Божьего посланника: “Ислам [религиозная составляющая жизни верующего] основывается на пяти столпах: свидетельстве того, что нет иного объекта поклонения, кроме Одного и Единственного Бога, и что Мухаммад – Его раб и посланник; выполнении молитвы-намаза; выплате закята; совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан”[8].
Ученые едины во мнении об обязательности совершения хаджа хотя бы раз в жизни. В качестве аргумента приводится следующий хадис. Абу Хурайра передал: “Обращаясь к нам с проповедью, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: “О люди, Всевышний вменил вам в обязанность хадж, так совершайте же его!” Один из присутствующих спросил: “Каждый год, о посланник Аллаха?” Пророк молчал, пока вопрошавший не повторил свой вопрос трижды, и лишь после этого произнес: “Если бы я сказал: “да”, то [совершение хаджа ежегодно] стало бы обязательным, но вам это будет не под силу [да и нет такой необходимости]”[9]. В другом повествовании от Ибн ‘Аббаса добавлено: “Кто совершит больше одного [хаджа], то это – дополнительное деяние [то есть такое возможно, за это воздастся из Божьей милости, но это не обязательно]”[10].
Условия, необходимые для действительности хаджа
1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.
Хадж является недействительным, если он совершается немусульманином или тем, кто психически болен, не в своем рассудке, поскольку эти категории не входят в число тех, на которых наложены какие-либо обязательства мусульманской религиозной практики.
Условия, при которых совершение хаджа становится обязательным
Совершение хаджа становится обязательным при наличии четырех общих для всех и двух специальных, дополнительных условий, касающихся женщин:
1. Исповедание Ислама.
2. Здравость рассудка.
3. Зрелость. Посланник Аллаха произнес: “Поднято перо (снята ответственность) с троих: спящего, пока не проснется; ребенка, пока не достигнет он совершеннолетия[11], и умалишенного, пока не обретет здравый рассудок”[12]. Однако если малолетний ребенок, не достигший зрелости, совершит паломничество, это записывается ему как благое деяние, но не отменяет обязательности совершения полноценного хаджа в последующем при наличии соответствующих условий.
4. Возможность совершения хаджа. Имеется в виду материальная возможность, а также – безопасность пути. В Коране сказано: “…Паломничество к Дому [Священной Каабе] – долг для людей пред Богом, тех из них, кто в состоянии это сделать”[13] (Св. Коран, 3:97). Материальная возможность подразумевает отсутствие долгов, наличие необходимых жизненных условий на постоянном месте жительства (социальный и бытовой минимум), материальную обеспеченность семьи и других опекаемых на время отсутствия опекуна, совершающего хадж; наличие собственных средств на дорогу и для прохождения всех ритуалов хаджа[14].
Возможна материальная протекция[15] одного человека другому в вопросах паломничества, но принимать таковую не обязательно, наличие таковой не обязывает к отправке в хадж. Человек имеет право принять ее или же подождать обретения собственного материального достатка[16].
Относительно женщин действуют еще два условия.
Первое условие: сопровождение их в хадже близким родственником или мужем. В достоверном хадисе сказано: “Не разрешается [неэтично] женщине отправляться в путь, который длится три дня, не иначе как в сопровождении близкого родственника”[17]. Отсутствие такого сопровождающего отменяет обязательность совершения хаджа для данной женщины. Кроме того, многое зависит и от согласия мужа[18].
Некоторые ученые, в числе которых богословы шафиитского мазхаба, допускают совершение женщиной паломничества с группой заслуживающих доверия женщин.
Второе условие: недопустимо для женщины совершать хадж в дни послеразводного периода (три месяца) или траура по случаю смерти мужа (четыре месяца и десять дней), во время которых она не имеет права вновь выходить замуж[19].
Время совершения хаджа
В Священном Коране сказано: “Паломничество (хадж) [совершается] в определенные [известные еще со времен Авраама] месяцы” (Св. Коран, 2:197) [20].
Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов едины во мнении о том, что упомянутыми в Коране месяцами совершения хаджа являются Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю. Вместе с тем, они имеют разные точки зрения относительно десятого дня месяца Зуль-хиджа, то есть дня жертвоприношения. Абу Ханифа, опираясь на хадис “День великого хаджа – это день жертвоприношения”[21], считал, что весь десятый день входит в месяцы хаджа. Имам аш-Шафи‘и утверждал, что месяцы хаджа подразумевают Шавваль, Зуль-Ка‘да и первые десять ночей месяца Зуль-хиджа, то есть они продолжаются до восхода утренней зари последнего десятого дня.
Микат
В переводе с арабского языка слово “микат” означает “предел, край, рубеж”. В канонической терминологии “микат” – это определенное время и границы территории, предназначенные для вхождения в состояние ихрама. Ихрам, помимо того что это специальное одеяние, надеваемое паломником, это также и намерение, символизирующие особое состояние ритуальной чистоты.
Человек, вознамерившийся совершить хадж, пересекая микат, обязан войти в состояние ихрама и проговорить соответствующее намерение. При этом для мужчин существует определенное правило – им необходимо заблаговременно облачиться в одежду, состоящую из двух отрезов чистой белой полотняной материи. Один из них набрасывается на шею и плечи, а другим опоясываются[22]. Для женщин такое условие отсутствует. Они одеваются в обычную для них одежду, соответствующую нормам одеяния женщины[23].
В случае пересечения миката без соблюдения упомянутых ритуалов (соответствующее одеяние и намерение паломника) человек обязан принести в жертву животное или вернуться к обозначенному месту для их восполнения. Вхождение паломника в состояние ихрама заблаговременно, до миката, например, в месте его постоянного пребывания, считается, по мнению всех богословов, допустимым. Богословы-ханафиты даже считают это наилучшим.
Микат жителей Мекки отличается от миката всех тех, кто живет за ее пределами. Проживающие на территории этого города входят в состояние ихрама для совершения хаджа в самой же Мекке. Что касается ‘умры, малого паломничества, то наилучшим микатом для его совершения, по мнению ученых ханафитов, является ат-Тан‘им, затем аль-Джи‘рана, после этого аль-Худайбия. Ученые же шафиитского мазхаба оговаривают следующую приоритетность местностей: аль-Джи‘рана, ат-Тан‘им, затем аль-Худайбия.
Для живущих за пределами Мекки, желающих совершить хадж или ‘умру существует пять микатов соответственно всем ее сторонам[24]:
• микат жителей Медины – Зуль-хулейфа (Эбар ‘алий);
• микат жителей Сирии, Египта и Марокко – аль-Джухфа;
• микат жителей Ирака и некоторых других восточных стран – Зату ‘ирк;
• микат жителей Йемена и Индии – Ялямлям;
• микат жителей Наджда и Кувейта – Карн аль-маназиль.
Любой, кто вознамерился совершить хадж или ‘умру, при пересечении одного из данных микатов обязан войти в состояние ихрама. К примеру, паломник, летящий самолетом через Амман или из Аммана, входит в состояние ихрама, ориентируясь на аль-Джухфу. Для этого за 15 минут до подлета к данной местности в самолете делается специальное объявление, после которого паломник, заранее облачившийся в одежду ихрама, готовится к произнесению намерения совершить хадж или ‘умру.
Что касается тех, кто проживает на территории между Меккой и микатом, то для них местом вхождения в ихрам является их же дом.
Основное и малое паломничества
Основное паломничество – хадж – совершается лишь в определенное время (месяцы Шавваль, Зуль-ка‘да и первые десять дней месяца Зуль-хиджа по лунному календарю) и с соблюдением свойственных ему ритуалов, которые будут описаны ниже.
Малое паломничество – ‘умра – может быть совершено в любое подходящее для верующего время, имеет набор отличных от хаджа ритуальных действий.
[1]В тексте хадиса употреблено слово “мабрур”, переводимое как “добрый, хороший”, “благочестивый”. То есть паломничество, к которому не примешались грехи, проступки, ругань или иные скверные действия.
Подробнее см., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 5. Ч. 9. С. 118, 119, пояснение к хадису № 437 (1349).
[2]Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 4. С. 761, хадис № 1773; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 353, хадис № 5733, “сахих”.
[3]Шариат – комплекс Божьих предписаний (на основе Корана и Сунны), растолкованных богословами и касающихся положений веры и норм религиозной практики.
[4]См., например: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 9. С. 119, хадис № 438 (1350).
[5]Текст относится к тем временам, когда не было иных форм передвижения. Что касается нашего времени, то искусственное отягощение себя способом передвижения не является правильным, а, наоборот, относится к порицаемым действиям, порой и к греховным. На этот счет имеется немалое количество аятов и хадисов.
Сегодня актуально и канонически верно использовать современные достижения науки и техники в облегчение передвижения и физических нагрузок и в высвобождение сил для духовного и интеллектуального настроя на столь ответственное и раз в жизни происходящее событие. Имея возможность лететь на самолете, правильным с канонической точки зрения будет именно это, а не передвижение на вьючных животных или пешим ходом.
[6] Под этими днями подразумеваются либо десять дней месяца Зуль-хиджа, либо день ‘Арафа, либо четыре праздничных дня Курбан-байрама.
[7] См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 210, 215
[8]Хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 25, хадис № 8.
[9]См., например: Ан-Насаи А. Сунан ан-насаи [Свод хадисов имама ан-Насаи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 283, хадис № 2619, “сахих”.
[10]Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. Ахмада и ан-Насаи. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 297, хадис № 1777.
[11]Совершеннолетие определяется половой зрелостью.
[12]См.: Ат-Тирмизи М. Джами‘ ат-тирмизи. С. 250, хадис № 1423, “сахих”.
[13]Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 332, 336.
[14]См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 306.
[15]Протекция – покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел.
[16]См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 340, 341.
[17]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 217, хадис № 1087
[18]См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 2. С. 339.
[19]Как быть в ситуации, когда время хаджа совпадет с периодом регул, и женщина не может (не вправе) молиться и поститься? Такого рода ситуация была с ‘Аишей, супругой Пророка. Она расстроилась, предположив, что из-за регул, начавшихся у нее, не сможет совершить паломничество (по причине нарушения ритуальной чистоты). Но посланник Всевышнего разъяснил ей неверность такового вывода и сказал: “Совершай все действия, которые совершают паломники (в обычном порядке выполняй все положения паломничества), кроме тавафа (ритуального обхода вокруг Каабы). Таваф ты совершишь после того, как очистишься (по завершении менструального кровотечения и после совершения полного омовения, необходимого для приобретения ритуальной чистоты)”. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 537, хадис № 305.
[20]Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 571.
[21]Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 224, хадис № 1945, “сахих”.
[22] При намерении войти в состояние ихрама мужчина должен освободиться от любого вида одежды и облачиться в два куска полотняной ткани, до которой не дотрагивалась игла (т.е. она не была прошита). Также запрещено надевать обувь, скрывающую пальцы ног.
[23] О нормах одеяния женщины см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 6-е изд. С. 322–325.
[24]Хадис от Ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса, Джабира и др.; св. х. аль-Бухари, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: Ат-Тирмизи М. Джами‘у ат-тирмизи. С. 155, хадис № 831, “сахих”.
Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 296, хадис № 1524, “сахих”; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 461, хадис № 1181. См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 462, хадис № 1183.
http://www.umma.ru/namaz/hadj/pilgrimage/