Форум о прекрасном: Турции и всем, что с ней связано

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Азербайджанский национальный костюм

Сообщений 1 страница 50 из 61

1

Азербайджанский национальный костюм
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/img/azerb1s.jpg
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/img/azerb3s.jpg
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/img/azerb4s.jpg
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/img/azerb6s.jpg

Азербайджанский национальный костюмАида Махмудова, которую вы видите на страницах журнала, не профессиональная модель, несмотря на бесспорную фотогеничность. И, как бы вы после просмотра журнала ни возражали, даже не первая красавица Азербайджана. Первой красавицей Азербайджана, ни на секунду не задумываясь, любой житель республики назовет родную тётю Аиды. Может быть, когда-нибудь нашим фотографам посчастливится сфотографировать для нашего журнала и её.

Хотя Аидин дед, известный в Азербайджане физик и академик, справедливо считает, что и вторая дочь не уступает, и остальные внучки, а все вместе красотой удались в его супругу, так рано ушедшую из жизни. В честь неё и назвали Аиду.

Но представлять азербайджанский национальный костюм мы попросили именно Аиду Махмудову, потому что она профессиональная художница, потому что она очень любит и скучает по родному Азербайджану, потому что вот уже восемь лет живет азербайджанская красавица в Лондоне, где, кстати, и учится на художницу в престижной арт-школе. Из Лондона родные наряды видятся по-другому. По нашей просьбе Аида нарядилась в национальный костюм. Кажется, первый раз в жизни.

Азербайджанская одежда. Женский головной убор, украшенияНеугомонный Запад век за веком экспериментирует со своим гардеробом, перекраивая его с учетом веяний им же, Западом, придуманной моды. То приторочит оборки, то заузит юбки, то оденет всех в полосатое джерси, то, напротив, в клеенку диких расцветочек. Для каждого сезона - свои ценности, своя красота... Восток на всю эту суету смотрит по-отцовски снисходительно. Здесь критерии красоты на протяжении тысячелетий одни и те же. Никакие сиюминутные веяния моды этого глубокого убеждения поколебать не могут. Восток - территория вечных ценностей. Конечно, лукавый восточный человек не брезгует западным костюмом от кутюр. Хотя, в сущности, что такое современные пиджак и брюки, как не трансформация древних щальваров и халата?.. Восточный человек относится к новым веяниям моды лояльно, однако отлично знает, что рано или поздно Дольче с Габаной уйдут в небытие, Лагерфельд развеется прахом, имя Версаче забудется, а золотая парча, невесомые шелка, сверкающие рубины и серебро галунов по-прежнему будут ласкать взор и радовать сердце - и через триста лет, и через тысячу...

Простота кроя и богатство отделки - вот, собственно, и вся философия восточного костюма. Именно так традиционно одевались и азербайджанцы, потомки древних тюркских племен, представители одного из крупнейших и древнейших народов Кавказа.

Азербайджанская одеждаВплоть до середины XIX века одежду в Азербайджане шили в основном из местных тканей, благо своего шелка, хлопка и шерсти здесь всегда было в изобилии. В XIX веке в моду вошел русский кумач, называемый на местный манер "гумаш", плюш и ситец (чит): поначалу в Баку завозили ситец Морозовской текстильной фабрики (Морозов агы), в 1901 году здесь появилась собственная, Тагиевская мануфактура (Тагыjeв агы).

Ситец, крашеная домотканая бязь, а также местный тонкий шелк без рисунка шли на пошив нижних дамских рубашек (кейнек). В богатых семьях рубашки шили из мадаполама - баснословно дорогой тонкой белой ткани, сотканной в Англии и Швейцарии из египетского хлопка. Впрочем, из чего бы ни была сшита рубашка, фасон ее всегда оставался одним и тем же: короткая свободная распашонка с длинным рукавом на манжете, застегивающаяся на пуговицу у шеи.

Непременной деталью дамского туалета в Азербайджане, как и в любой другой мусульманской стране, были штаны либо шальвары (шаровары), стянутые на талии плетеным поясом с разноцветными кистями на концах. В Баку, Шемахе и Нахичевани дамы также носили на улицу чахчур - штаны, собранные у щиколотки на манжет, к которому пришивались носочки из той же ткани. Чахчур надевали и для верховой езды.

Поверх штанов полагалось носить нижнюю юбку, поверх нижней - среднюю, промежуточную (ара туманы), поверх средней - одну или несколько верхних. Юбки, собранные у талии в пышные складки, шили вручную из 8-16 прямых полотен материала разного достоинства (шелка, бархата, парчи, сатина, тонкой шерсти). Верхние юбки носили широкие и длинные, чтобы они полностью закрывали и шаровары, и нижнюю, и среднюю юбки. Из-под богато украшенного вышивками, тесьмой, кружевами и монетами подола выглядывали лишь носки обуви. Зимой между средней и верхней юбкой для тепла надевали еще одну - стеганную йорган туман на вате.

Поверх нижней рубашки и многочисленных юбок азербайджанская женщина носила верхнюю рубашку простого кроя туникообразной формы с небольшим круглым вырезом либо разрезом на груди. Низ рубашки, как и подол верхней юбки, принято было обшивать галуном либо монетами, ворот и края рукавов украшали плетеными шнурками и тесьмой (сырыма) из шелковых или золотых ниток. Для молодых женщин верхние рубашки шили преимущественно розового, красного, желтого или фиолетового цветов. Пожилые дамы отдавали предпочтение более темным тонам.

Азербайджанский народный костюмВерхняя женская одежда также не отличалась разнообразием фасонов. Зато была непременно богато украшена бисером, бусами, канителью, тесьмой и галунами, а также золотыми или серебряными бляхами и мехом. Вот как описывает женский наряд один из русских путешественников, посетивший Баку в начале XIX в.: "Женщины носят широкие шаровары, большею частью из шелковой материи, красного или синего цвета, шелковую весьма короткую рубаху такого же цвета, а сверху надевают коротенький архалыг, также шелковый, с золотым и серебряным шитьем, стягивая его на талии широкою пряжкою. На этот архалыг надевается другой: у богатых - из парчовой материи, такого же покроя, но с разрезными длинными рукавами. Наконец, шаль красного или темно-синего цвета, в виде чалмы, обертывает голову". В общем, сто одежек.

Кстати, упомянутый архалыг - нечто среднее между пальто и халатом - был, пожалуй, самой распространенной верхней одеждой в Азербайджане. Носили его как женщины, так и мужчины. Бархатный, атласный, сатиновый либо шерстяной, из дорогой мисгалы тирме (полосатая ткань с растительным орнаментом), архалыг шили на подкладке, с узкими либо расширяющимися от локтя книзу рукавами. На груди - меховая оторочка, узорная домотканая тесьма, галун или дутые бутонообразные золотые украшения наподобие бубенчиков. Застегивался архалыг на крючки или пуговицы (можно и то и другое - чем затейливее, тем лучше).

Помимо архалыга существовали стеганные лабада, эшмек, бахары... Передние полы этих видов одежды не должны были полностью закрывать грудь, рукава доходили только до локтя. Шили их из бархата, тирме и парчовой ткани. Само собой, подол, ворот и рукава богато украшались различными тесемками, золотыми кружевами. Гурду - зимнюю безрукавку - помимо прочего, оторачивали бобром, куницей либо мехом хорька.

Только в самом конце XIX века, да и то лишь в крупных городах, в обиход начали входить пальто. Впрочем, в сельской местности в качестве верхней одежды многие до сих пор предпочитают большую теплую шаль.

Азербайджанская историческая одеждаНепременным атрибутом традиционного женского костюма являются многочисленные ювелирные украшения - головные, нагрудные, шейные, наручные, украшения для одежды, украшения для кос... По сравнению со среднестатистической азербайджанкой Ланая, возлежащая под золотым дождем на полотнах художников Возрождения, выглядит нищенкой... Без украшений дамы в Азербайджане ходили лишь во время траура, а также 40 дней после родов. Любовь местного населения к драгоценностям была столь велика, что нередко ювелирам заказывали украшения не только для жен, дочерей и невесток, но и для вошедших в моду в XIX веке комнатных собачек (в крупных городах держать пару левреток считалось престижно).

Украшения для одежды состояли из всевозможных затяжек, булавок, пуговиц, монеток, бубенчиков... Помимо этого, каждой замужней даме полагалось носить пояс, украшенный несколькими рядами золотых или серебряных монет (хотя пояс имел значение сугубо утилитарное, ему приписывались еще и свойства оберега). Необходимым набором для любой, даже не слишком обеспеченной женщины считались серьги, кольца, браслеты и бусы.

Девочки начинали носить украшения с младенчества. Новорожденной вешали на руку бусины гёз мынчыгы, чтобы уберечь от дурного глаза, позже такие же бусины вдевали в уши. Ну а лет с 12 девочки щеголяют в полном парадном комплекте - кольца, серьги, браслеты, ожерелья, украшения для волос, броши, подвески... Всю эту красоту она будет носить вплоть до рождения первенца. А потом количество украшений пойдет на убыль, годам к пятидесяти дойдет до минимума: серьги, пара браслетов и несколько колец.

Азербайджанский национальный костюмЛучшие свои украшения и наряды азербайджанки надевали... в баню. Дело в том, что баня для местных женщин была своего рода клубом. Здесь можно было спокойно собраться, отдохнуть от домашних дел, вдоволь наговориться и посплетничать. Кроме непременного медного кувшина и банного сундучка хамам сандыгы с маленьким замком (сундучки эти и кувшины, на заказ изготовленные медником, полагалось давать каждой девушке в приданое), в баню брали специально к этому случаю приготовленные сладости, вино, фрукты... В бане дамы старшего поколения выбирали невест для своих сыновей - благо все достоинства и недостатки девушек здесь были на виду. В бане женщины перемывали кости мужьям, обменивались друг с другом секретами красоты, смешивали хну для окраски волос, обсуждали, в какой лавке лучше покупать угольно-черную сурьму для ресниц и асфальтово-серую весме для бровей, и стоит ли вместо сурьмы и весме использовать мил - специальный косметический карандаш (мил существовал трех видов - для глаз, бровей и родинок - хал). Здесь же, в бане, мастерица узалан за весьма умеренную плату с помощью крученой нитки могла избавить девушку от излишней растительности на лице (этот примитивный способ депиляции, называемый здесь уз алдырмаг, на территории Азербайджана впервые начали применять чуть ли не тысячу лет назад). Говоря о косметике, гигиене и уходе за собой, нельзя не сказать о гиляби - особом сорте пластовой глины, богатой щелоком и употребляемой в качестве мыла. Гиляби бывает голубой, желтой и белой. Белая глина использовалась для мытья головы, а другие - для стирки одежды.

Пожалуй, баня была единственным местом, где азербайджанку можно было увидеть с непокрытой головой. Появляться на людях без головного убора, показать посторонним такую интимную вещь, как волосы, считалось верхом неприличия. Кое-где женщины накручивали на голову чалму или динге (сложное тюрбанообразное сооружение из шали, которое закрепляли, как и чалму, специальными крючками). Однако чаще всего голову просто покрывали шелковым платком, который в разных районах повязывали различными способами. Молодежь предпочитала платки ярче, пожилые - темнее. Под платком многие носили вышитый и украшенный золотыми бляхами чепец, называемый здесь гадын папахы. Чепец имел несколько функций: сохранять прическу, скрывать волосы от постороннего взгляда, основное же назначение его было в том, чтобы шелковый платок, повязанный сверху, не соскальзывал.

В быту вместо чепца нередко надевали чутгу - такую специальную головную повязку из темного сатина, атласа или ситца. Чутгу шили в виде узкого чехла, открытого с обоих концов, и повязывали вокруг головы узкой ленточкой (одновременно прикрыв ею лоб). В чутгу собирали волосы или косички и закладывали их на спину -исключительно удобно во время домашних и полевых работ. Кое-где в сельской местности пожилые дамы носили такие повязки вплоть до 60-х годов XX века.

Впрочем, не важно, что у тебя на голове - чутга, чалма или платок. Главное, чтобы косы были прикрыты. Из-под головного убора позволялось выпускать лишь подрезанные у ушей и специально завитые локоны. Да и то лишь дома.

Женщине, выходя на улицу, полагалось с головы до пят укутываться в чадру. Правда, правило это неукоснительно соблюдалось лишь в городах. Здесь дамы щеголяли в атласных покрывалах с занавесочкой на лице и кружевной сеткой для глаз. В деревне нравы были проще. Чадру извлекали из сундука лишь по особым случаям: скажем, если предстояло ехать в соседнее село навестить родню. В остальное время на людях нижнюю часть лица просто прикрывали уголком головного платка... Мужское население Азербайджана к головным уборам относилось, пожалуй, более трепетно, чем женское. Шапка для мужчины была . чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором. Но об азербайджанских мужчинах, конечно же, в следующий раз. Это не просто отдельная тема, это вообще особый разговор. А мы вернемся к Аиде.

Сентябрь. Аида уже опять в Лондоне. Опять почти родной и привычный английский. Джинсы, маечки, кофточки. Кто знает, придется ли ей еще когда-нибудь надевать гурду или архалыг, чутгу или динге. Ведь наша фотосессия в народном костюме - что-то вроде игры. А в жизни... В длинных рукавах, позвякивая золотыми монетами на поясе, не спустишься в лондонскую подземку - тьюб, не постоишь у мольберта. Кисти, краски, холсты требуют других нарядов. Но нам кажется, что в картинах Аиды теперь станет больше золота парчи, небесного цвета невесомых шелков, сверкающих рубинов и серебра галунов.

Нам, кажется, мы не ошибаемся. Посмотрим?

текст: Екатерина Костикова. фото: Сергей Воронин.
"Взгляд из Лондона в Баку", журнал "Националь" №6,2004г
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/azerbajan.htm

+1

2

Азербайджанский мужской костюм

Главной деталью азербайджанского мужского костюма бесспорно является головной убор. Во все времена шапка для мужчины была здесь чуть ли не материальным воплощением чести, и потерять ее считалось страшным позором. Сбить шапку с головы мужчины означало нанести оскорбление не только ему, но и всему роду, и положить начало многолетней войне между семьями. Шапку не снимали даже за едой. Для сна существовал особый головной убор - тескулах. Лишь во время омовения перед намазом можно было увидеть азербайджанца без головного убора.

Самым любимым среди головных уборов считался овчинный папах. Его изготовление описывается в хрониках Географического общества так: "Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на голой стороне вату, чтобы сделать папах мягким. Сверх ваты кладут лист сахарной бумаги, чтобы папах сохранял приданную ему форму; Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папах на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается его изготовление". Папахи шили разные - конусообразные, круглые, с плоским матерчатым дном...

По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Самыми простыми и наиболее распространенными были папахи конусообразные, сшитые из овчины с длинным ворсом - мотал папах или чобан папахы. Мотал папах в основном носили небогатые селяне. В остроконечных щищ или бей папахах ходили люди зажиточные, преимущественно бекского сословия, их с удовольствием носила городская знать. Мех для изготовления таких головных уборов доставлялся из Бухары, так что в обиходе называли их также бухара папах.

Помимо папах носили в Азербайджане также башлыки (суконный капюшон с длинными хвостами), арахчыны (круглые шапочки для домашнего пользования - выходя на люди, сверху на них надевали все тот же любимый папах), тюрбаны (зеленые - для высшего духовенства, и белые - для духовных лиц ранжиром пониже).

Что касается причесок, то мужчины старшего возраста, как правило, прятали под папахом гладко выбритую голову. Молодые часто выбривали лишь узкую полосу ото лба до затылка, по бокам же оставляли кокетливо завитые локоны. Другие, напротив, брили голову практически полностью, оставляя лишь пучок волос на макушке. Он слегка напоминал украинский оселедец, моду на который наши славянские соседи переняли у турок, только в Азербайджане оселедец такой назывался кекил и значительно уступал украинскому по длине.

Впрочем, куда большее внимание, чем прическе, азербайджанские мужчины уделяли своим усам и бородам. У пожилых бороды были длинные, у тех, кто помоложе - совсем коротенькие, эдакая и сегодня актуальная ухоженная небритость (называлось это хэтт). Многие, впрочем, не носили бороды вовсе: ее отсутствие компенсировалось роскошными длинными усами, за которыми тщательно ухаживали, умащая специальными кремом (быг ягы) и расчесывая специальной же, только для усов предназначенной гребенкой (саггал дарагы).

Помимо главной детали туалета - шапки - традиционный мужской костюм состоял из нижней рубахи, кальсон, верхней рубашки, шаровар (позже - брюк) и неизменного архалыга. Составной частью верхнего мужского костюма был архалыг (архалук, архалык) - нечто весьма напоминающее наш кафтан. По покрою различались два типа архалыга - однобортный (онурсуз) и двубортный (онурлу), со строченым стоячим воротником. Однобортный архалыг застегивается посередине на груди с помощью крючков, а двубортный на пуговицы. Шили архалыги из домотканой либо покупной ткани - сукна, бязи, атласа, ластика, кашемира, сатина, и др., в зависимости от состоятельности хозяина.

Иногда поверх архалыга надевали суконную чуху (род черкески) с украшенными чеканным серебром или шитьем газырями - гнездами для патронов, которые в Азербайджане называли везне. Разрезные рукава чухи, отделанные галуном и подбитые яркой материей, в теплую погоду забрасывали за спину.

В холодных предгорных и горных местностях в качестве верхней одежды носили кюрк - непромокаемый овчинный тулуп длинной до пят, или бурку (япынджы).

Один из русских этнографов пишет об азербайджанском мужском костюме: "Нижнее белье состоит из прямой и короткой бязевой, белого или чаще синего цветов рубахи и подштанников из этой же материи, которые застегиваются у пояса на тесемки; в зимнее время надеваются поверх шерстяные широкие штаны, также собирающиеся на тесемке. Поверх рубахи надевается т.н. архалыг, всегда на вате. Архалыг - это вроде русской поддевки с короткою талией и короткою сборчатою в поясе юбкою; застегивается он всегда наглухо или спереди посреди груди или сбоку ее. Поверх архалыга надевается чуха с короткой талией и длинною, ниже колен юбкою, а голова покрывается круглый год невысокою конической шапкой из овчины. На ноги надевают короткие шерстяные носки".

Наряд довершал серебряный или кожаный пояс, иногда - шелковый кушак (гуршак). Популярностью пользовались также парчовые пояса с каймой и бахромой по концам, изготовлявшиеся на фабриках России или Польши (т.н. слуцкие пояса). Пояса завязывали на турецкий манер - несколько раз оборачивая вокруг талии, оставляя украшенные бахромой концы висеть сбоку. За поясом хранили табакерку, нож и тому подобную мелочевку, которую современные мужчины рассовывают по карманам.

Обувью служили чарыхи, сшитые из сыромятной кожи (их носили с высокими носками, перевязанными полутораметровыми шерстяными шнурками), бархатные или кожаные башмаки, иногда - сапоги. Позднее азербайджанцы очень привязались к блестящим резиновым галошам. Дома носили сафьяновые чувяки без каблука. В Баку и на Апшероне бытовали также мужские легкие летние чусты без каблука под названием - дубенди, шитые из юфти. Одним из основных элементов национальной обуви (как у мужчин, так и у женщин) были шерстяные и хлопчатобумажные узорчатые носки джорабы. Их вязали из овечьей либо верблюжьей шерсти и носили повсеместно. На каждый день - попроще, однотонные или с простеньким рисуночком. В праздник - нарядные, с ковровым орнаментом. Такие выходные носки в семье передавали из поколения в поколение и надевали лишь в самых торжественных случаях.

Екатерина Костикова
"Националь" №3 (12) 2005
http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/azerbajan.htm

+1

3

Азербайджан - Традиции в одежде
Национальные костюмы азербайджанцев очень красивы и самобытны. Женские платья имеют изящный силуэт и покрой, подчеркивая гибкие страны азербайджанских красавиц. Они украшены замысловатой вышивкой, отделаны красивой «золотой» тесьмой.

Мужская одежда также очень своеобразна. Она подчеркивает их мужественность, не стесняет их стремительных движений.

Женскую одежду шили, в основном, из шелка и бархата, а мужскую из сукна и домашней кашемировой ткани.

Примечательный элемент костюма азербайджанцев - нижняя одежда. Она (и женская, и мужская) шилась из холщовой и хлопковой ткани. У богатых же красавиц - из шелка.
Женская одежда

Стиль костюма отражал семейное положение и возраст обладательницы. Костюм девушки заметно отличался от костюма замужней женщины. Наиболее ярко и нарядно одевались молодые женщины.

В состав женского костюма входили: верхняя рубашка, архалук, чепкен, леббаде, кьюлече, кьюрду, эшмек и бахари.

Рубашка застегивалась на шее одной пуговицей. Рукава верхней женской рубашки в основном были длинными, широкими и прямыми. Нижняя часть рубашки спереди обшивалась серебряными или золотыми монетами.

Поверх рубашки одевали чепкен (кафтан) который плотно прилегал к телу. С боковых сторон чепкен имел рукава, заканчивающиеся нарукавниками. Шили из велюра и различных блестящих тканей.

Архалук считается одним из наиболее распространенных видов одежды во всем Азербайджане. Он тоже имел подкладку и плотно прилегал к телу. Некоторые архалуки кроились широким и прямым кроем, а с боковых сторон имели разрезы. Покрои рукавов архалуков тоже отличались.

Леббаде (халаты) были стеганными и с подкладкой. Воротник леббаде был открытый, а в поясной части завязывался тесьмой. Рукава леббаде были короткие. Леббаде шили из велюра и разных блестящих тканей. Воротник, рукава и подолы обшивались тесьмой.

Эшмек - стеганная верхняя одежда. Внутренняя часть, воротник, рукава и подол эшмека обшивалась мехом.

Кьюрду - стеганная женская одежда с открытым воротом без рукавов. По бокам имеет разрезы. Кьюрду шили из велюра.

Бахари - стеганная женская одежда с подкладкой. Рукава прямые, до колен, воротник открытый. Бахари, в основном, сшивали из велюровой ткани. Воротник и подол и рукава обшивались разными тесьмой, кантами и цепочками.

Кьюлече - верхняя женская одежда до пояса, с гофрированным подолом. Длина, как правило, до колен, а рукава ниже локтей.

Туманы (юбки) которые носили женщины-азербайджанки, как правило, доходили до самого пола. Туман шили из шелковой или шерстяной ткани с различными узорами, состоящими из 12 кусков. Туманы бывали гофрированными или плиссированными и украшались помпонами, изготовленными из цветных шелковых или золотых нитей.

Поверх архалука или чепкена женщины носили золотой или позолоченный серебряный пояс. Наряду с ними были также широко распространены кожаные пояса с пришитыми серебряными монетами или с серебряной бляхой.

Женщины носили башмаки с вышитой поверхностью и сапоги с длинными голенищами.

Из женских головных уборов особо распространенными видами были тюбетейки, а также шелковые косынки. Выходя на улицу, девушки надевали чадру.

Различные украшения дополняли одежду и обогащали ее национальные особенности. Ювелиры изготовляли украшения из золота и серебра, драгоценных камней. Азербайджанские женщины очень любили украшения и умело пользовались ими. Полный комплект украшений, которыми пользовались женщины, назывался «имарет». В него входили разные головные и нагрудные украшения, кольца, серьги, пояса, браслеты.
Мужская одежда

Состояла из верхней рубашки, архалука, чухи и шаровар (брюк).

Верхняя мужская рубашка застегивалась пуговицей или петлей. Мужскую рубашку шили в основном из атласа и сатина.

Архалук плотно прилегал к телу. Его подол украшали оборками, рукава - прямые, постепенные сужающиеся в локтевой части. Архалуки шили с одним или двумя карманами, застегивались они до шеи. Для шитья архалуков использовали кашемир, атлас, сатин. Поверх архалука юноши носили ремень или пояс, а взрослые или пожилые мужчины - кушак.

Чуха - вид верхней мужской одежды в Азербайджане. По всему разрезу прямых длинных рукавов пришивали пуговицы или петли. На груди чухи красовались нашивки для украшений.

Мужские шаровары шили из шерстяной ткани. Они были широкими, чтобы удобнее было скакать верхом.

Зимой носили дубленки и шубы из натуральных кожи и мехов.

В Азербайджане ходить без головного убора считалось неприличным. Популярными видами мужских головных уборов были папахи, сшитые из кожи различного покроя. Весьма широко были распространены аракчыны, сшитые из шелковой ткани и украшенные золотыми вышивками. Пожилые мужчины и старики носили под папахами стеганные «тесеки» (мягкие шапочки) из белой бязи.

Мужская обувь, сшитая из выделанной кожи, обычно была однотонной и без узоров. В городах мужчины носили башмаки. А в сельской местности больше были распространены чарыки.
http://www.advantour.com/rus/azerbaijan … othing.htm

0

4

0

5

Отредактировано Seyidova (2009-04-05 21:43:25)

+2

6

*

Отредактировано Seyidova (2010-09-06 20:36:36)

+1

7

*

Отредактировано Seyidova (2010-09-06 20:38:09)

+1

8

*

Отредактировано Seyidova (2010-09-06 20:45:08)

+1

9

так красиво....я даже не думала что у них такая одежда :love:

0

10

А куклы какие красавицы! )))))):

0

11

Seyidova написал(а):

Азербайджанская одежда. Вышивка

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ!

Вот здесь еще

wwwazturk.biz/viewpage.php?page_id=62 - 53k

можно увидеть образцы вышивок (статья Azərbaycan bədii tikmələri)

0

12

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/20/f3/f3ea25d07f370af9c0f1fd30cc387fdc.jpg

+1

13

Альбом "Азербайджанские вышивки" (обложка). Книга была издана, как я поняла, еще в 1971 году.

Случайно нашла ее на сайте интернет-магазина
http://www.ozon.ru/context/detail/id/3817155.

Попробую заказать.

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/20/f5/f503965fd9e2ca7299e22e5b6453f1c8.jpg

+1

14

Olga Maximenko написал(а):

Образцы вышивок (Azərbaycan bədii tikmələri)

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/29/e7/e7a846c57dda0ee19d02c7632ccfe780.jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/29/9a/9a66fdb3fd506ab465e2886eb6f89323.jpg

+1

15

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/29/50/50a0f1e9bbc7088792c585375cdbf4a0.jpg

+1

16

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/29/8f/8fe57db6885e62602e3055446f395fec.jpg

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/29/c3/c3f9207f0064b803f6e71052dfe92f8c.jpg

+1

17

http://keep4u.ru/imgs/b/2009/04/29/5f/5fe84c6645de80953da95415347abd47.jpg

+1

18

Не знала в какую тему написать. Вы заметили, сейчас пошла мода на узор БУТА?)))))
Очень много вижу людей, в том числе и мужчину одного видела в рубашке с этим узором. Платья, футболки, туники...

0

19

Seyidova написал(а):

Вы заметили, сейчас пошла мода на узор БУТА?)))))
Очень много вижу людей, в том числе и мужчину одного видела в рубашке с этим узором. Платья, футболки, туники...

Нашла немного материала вот здесь:

http://a-yarche.livejournal.com/52308.html

Очень интересно ):

0

20

Загадочная огненная Бута

Лейла Сабзали (Мамедова)

Бута или иначе - «турецкий огурчик» - элемент восточного орнамента, в том числе и азербайджанского.
Изображение его встречается в рисунках ковров и тканей, в росписях произведений декоративно-прикладного искусства, в декорировании архитектурных сооружений.
Бута в виде трех язычков пламени присутствует и на гербе города Баку.
Став чем-то привычным и даже обыденным в нашей восточно-европейской повседневности, этот элемент декора вопросов как будто не вызывает. И все же - что означает этот изящно изогнутый контур, до боли напоминающий простейшее - инфузорию «туфельку» из школьного учебника ботаники? Что это? - абстракция? Плод фантазии художников древности? Может, закодированное послание из прошлого, пришедшее к нам через многие века? Кстати, через сколько веков? А может… тысячелетий? Откуда это изображение? Изображение чего?

Согласно известной шутке - наука это расследование преступлений, по которым истек срок давности. Проведем запоздалое расследование? Сделав небольшой экскурс …в историю нашего города?
Итак, город Баку - один из древнейших городов мира…. И хоть точный возраст его до сих пор вызывает споры в среде ученых-историков, по утверждению английского историка - Флиндерса Петри, о существовании Баку было известно уже с 3-го тысячелетия до н. э. О чем свидетельствуют упоминания о нем и в Египетской «Книге мертвых», и в Библии - как о Священном Багуане - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря (*1). Другие источники утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода Ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира - зороастризма. (*2)

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-06 18:14:56)

+1

21

Духовный центр… Очевидно, положением духовного центра зороастрийцев город был обязан своему месторасположению - возвышенность обдуваемая ветрами, омываемая с трех сторон морем. А самовозгорающийся огонь в местах выхода на поверхность природного газа и нефти сделал это место городом огней. Место, где на разломе земной коры соединились четыре сакральные стихии зороастризма - огонь, вода, земля, ветер (воздух). А особенная энергетика огромной геопатогенной зоны придавала этой зоне духовную притягательность.
Атеши Багуан - огненный город Бога или город огненного бога (?) (именно так расшифровывалось древнее название Баку) был настоящим городом-храмом. Изначально возникшим как комплекс культовых сооружений, посвященных почитаемым у зороастрийцев божествам и небольшого поселения служителей древнего культа и хранителей древних магических знаний - мугов или магов. Кстати, название Муганской степи этимологически связано с названием служителей культа. Городом, к которому в те далекие времена устремлялись паломники со всех частей света, чтобы поклониться священным огням, олицетворявшим в сознании последователей той забытой религии - воплощение огненного божества.
Атеши Багуан с центральным местом поклонения - восьмиэтажным храмом (число этажей - по количеству божеств в зороастрийском пантеоне) главного божества в культовой иерархии зороастризма - Ахура Мазды. Ныне это сооружение известно как «Гыз галасы» или «Девичья башня».
Одна из исторических версий повествует, что и сам великий реформатор и пророк Заратуштра (в азербайджанском произнесении - Зардушт) был родом из Абшерона. По преданиям, он родился в Мугани в том самом поселении мугов в семье посвященных.
А в возрасте 30 лет (630 г. до н.э. по исчислению Веста) он получил и свои первые божественные откровения (*3). По одной из версий, в одной из пещер Кобустана (еще одно сакральное место).

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-06 18:17:35)

0

22

Но вернемся все же к нашей буте. Итак, значок этот, воспринимаемый сегодня как своеобразный символ Востока, является одним из символов в сложной символике зороастризма. Символом Огня.
Значком этим помечены и древние огнепоклоннические капища, и предметы быта тех времен. Он везде. И не случайно изображение его встречается в терме Индии, в декоре металлических изделий и в рисунках тканей Ирана, в узорах ковров Азербайджана. В произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусств стран Ближнего Востока и Средней Азии, в искусстве всех тех стран, на территориях которых долгое время главенствующей религией являлся зороастризм.
Да и само слово - «бута» на санскрите означает «огонь»( буте - пута –бута). Так же называется и небольшое степное кустарниковое растение, цветки которого напоминают по форме этот символ и обладают особенным пьянящим ароматом и... наркотическими свойствами. И во время культовых зороастрийских отправлений их возжигали на капищах в храмах и домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже - Ахура Мазды.

Менялись времена, но даже с приходом других религий и воззрений на землю Азербайджана (раннее манихейское христианство, буддизм, эллинизм, и позже – Ислам, прочно укоренившийся здесь), трепетное отношение к главному символу зороастризма – буте - не менялось. Она осталась и в жизни и в культуре бывших огнепоклонников своеобразным тотемом. Долгое время оставаясь на гербах некоторых государств (как до сих пор на гербе Баку ), на печатях, которыми проштамповывалась официальная почта тех времен.
Изображения буты служили своеобразными знаками отличия у военных. «Джига-бута» и «ман-бута» украшали короны шахов, головные уборы больших военоначальников. Скорее всего, изначально подобное разнообразие в изображениях буты носило еще и магический смысл. «Джига-бута» символизировала мужество, храбрость, славу и доблесть. «Ман-бута» - честь, достоинство, красоту. «Лелек-бута», значительно более простая в изображении - отвагу и являлась знаком… среднего ранга. Кстати, все три слова - «джига», «ман», «лелек» - тоже слова из забытого авестийского языка.

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-06 18:19:38)

0

23

Буте, согласно традиции, приписывались свойства оберега, охраняющего от злых духов и дурного глаза. И потому жилища бывших зороастрийцев украшались коврами и всевозможными предметами быта с изображениями буты. Ну, а присутствие буты в свадебном одеянии невест и женихов было просто обязательным (чтобы не сглазили!).
На протяжении долгого времени бута оставалась в сознании бывших последователей той забытой религии элементом магической символики. Ведь магия лежала в основе той древней религии. И забавные, на наш современный взгляд, изображения - «бала-буты», «хамли-буты», «балалы-буты», «эвли-буты», «гошаарвадлы-буты», «арвадушаглы-буты», «баба-буты» (*4) , символизировали поначалу магическое действие.
Ну, а позже, когда из памяти поколений почти стерлись все знания о символике и ритуалистике зороастризма, все эти изображения, потеряв свою первоначальную смысловую значимость, стали просто элементами декора.
Почему почти?
Нередко многие из нас до сих пор, сами того не осознавая, приносят на алтарь Ахуры Мазды свои приношения. В виде возжигания «узярлика», «атыл-батыл», соли. Да и «чылдаг» - своеобразный ритуал, в котором многие из нас не усматривают ничего, кроме альтернативной медицины, на самом деле - древняя огнепоклонническая магия.

А уж «оджаг», из которого берется огонь для процедуры, - сами догадайтесь, - да-да, древнее капище. В Карабахе до наших дней (если бы не война) дожила традиция - в Новруз печь сдобные лепешки в форме буты, которые так и называются - «фатир-бута».
Кстати, и празднование любимого всеми нами Новруза тоже пришло к нам из зороастрийской древности. Как празднование весеннего солнцестояния и .... дня рождения пророка Заратуштры, а в масштабном смысле - зороастризма. Вот так. С ритуальным посещением могил в последний вторник, с ритуальным ашем, лунной шакер-бурой, солнечным гогалом, с сямяни, крашеными яйцами - символами возрождения после земной жизни, с прыжками через священный очищающий огонь и обливаниями священной водой.

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-06 18:22:45)

0

24

Итак, подведем итоги нашего расследования.

Пришедшая к нам из далеких времен зороастризма как выражение сути той религии и ставшая впоследствии элементом декора, бута оказала свое огненное влияние на все восточные культуры. Став некой моделью, эталоном для создания своеобразных - «бутаобразных» восточных форм в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.
Купола восточных зданий напоминающие по форме - буту. Предметы восточного быта - посуда - кувшинчики для розовой воды (гюлаба), головные уборы - чалма, обувь – чарыхи, да и многое, многое другое.

Бута в Баку и в его окрестностях изображалась по-разному, рождая такие художественные формы, как Муган-бута, Бакы-бута, Хила-бута, Ширван-бута. И благодаря этому, искусствоведы и культурологи сегодня могут точно определить регион, где был соткан тот или иной ковер и сделана та или иная вещь. С древнейших времен на Востоке все прекрасное отождествляют с понятием «бута». В народе распространены такие выражения: «На нем красивая бута», «Ее украшает золотистая или миндалевидная бута». Упоминание о буте в завуалированной форме говорит нам о том, как духовны и целомудренны, а значит, и прекрасны те, кто украшен ею. Поэзия Востока также не обошла своим вниманием буту. И в прекрасных баяты (тоже от слова бута) - мы читаем:

…Кайма на твоем платке из буты,
       Я сгораю от любви….

Или:

Подул сильный северный ветер, Бута!
Мое терпение иссякло, Бута!
Скажи мне, что с ней делать, Бута?
Любимая обиделась на меня, Бута!

Звучит как заклинание, не правда, ли? И еще - баяты должны были уместиться в рисунок буты.

Бута и сегодня является любимейшим и наиболее употребляемым элементом декора для художников и архитекторов Востока. Да и вообще - не последним персонажем в жизни восточных людей.

http://www.proza.ru/2006/10/12-342

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-06 18:24:58)

0

25

Ссылки:

1. F. Petri. Origin of the Book of the Dead Ancient Egypt, 1926. June. Part 2, p. 41-45.
2. С. Ашурбейли. Новые изыскания по истории Баку и Девичьей башни. Альманах искусств 1972 г.; С. Ашурбейли. О датировке и назначении Гыз галасы в крепости. Элм, 1974.
3. У. Джаксон. Жизнь Зороастра. СПб., изд. О.Н. Поповой, 1903.
4. В. Струве. Родина зороастризма. Наука, 1968.
5. Бала - ребенок, хамли - беременная, балалы - с ребенком, эвли - женатый, гошарвадлы - дважды женатый, арвадушаглы - имеющий жену и детей, баба - дед.

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-08 21:41:13)

0

26

В посте 14, первый рисунок. У меня наподобие такого рисунка на кошелечках вышито, только цвета другие.

0

27

Olga Maximenko написал(а):

Нашла немного материала вот здесь:

http://a-yarche.livejournal.com/52308.html

Беременные пиявки - оригинально))))
Я всегда думала что это чисто азербайджанский узор, или как сказать.

0

28

Узор бута — три языка пламени (в виде капель) присутствует и на гербе Баку - городе неугасимых огней на берегу бушующего моря.

Отредактировано Seyidova (2009-06-05 21:59:43)

0

29

*

Отредактировано Seyidova (2010-09-06 21:32:51)

+1

30

http://s54.radikal.ru/i143/0906/34/467cb93e0d58.jpg

http://s56.radikal.ru/i153/0906/e9/8e57dcb0ac74.jpg

http://s46.radikal.ru/i112/0906/64/ee22cac138a4.jpg

+1

31

Seyidova написал(а):

Я всегда думала что это чисто азербайджанский узор, или как сказать.

Так он и есть азербайджанский (см. статью Лейлы Сабзали).
Просто иногда по этому поводу выдвигаются другие версии, но получается смешно.

0

32

Seyidova написал(а):

Одна из разновидностей лоскутной вышивки – гурама ценится азербайджанскими рукодельницами высоко. Раньше в приданое каждой девушки обязательно входило несколько подушек, покрывал, гобеленов, выполненных в этом стиле

Одна моя знакомая делала что-то подобное - лоскутные одеяла, сумочки, а потом и жилетки стала шить. Покажу я ей и эту технику. Спасибо, Seyidova, очень хорошие картинки - показано, и как надо делать, и что при этом получается )):

0

33

+1

34

Эти фото на тему бута. У многих модельеров в коллекциях этого года присутствует этот узор.

Отредактировано Seyidova (2009-06-10 15:46:13)

+1

35

Seyidova,

оригинально смотрится. Правда, меня немножко удивило, что почти все (за исключением одной) модели - мужчины.
Хотя ETRO - это, в первую очередь, экзотика.

Отредактировано Olga Maximenko (2009-06-10 16:07:31)

0

36

Вот женская одежда.

http://i001.radikal.ru/0906/21/162d547e1c3d.jpg

http://i034.radikal.ru/0906/4d/1dbf8fcb8005.jpg

http://s45.radikal.ru/i107/0906/50/448b9596ae97.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/0906/4d/df04daf680a1.jpg

Отредактировано Seyidova (2009-06-10 15:55:33)

+1

37

http://s44.radikal.ru/i104/0906/0d/ffc47ad106d6.jpg

http://i011.radikal.ru/0906/da/d9c604af067b.gif

http://s61.radikal.ru/i174/0906/0e/2fbe815b302d.jpg

http://s46.radikal.ru/i114/0906/d6/06afd8e603a6.jpg

http://s52.radikal.ru/i138/0906/10/c6a03f478c5d.jpg

+1

38

Photo © by Galen R Frysinger

+1

39

http://day.az/news/read/163478.html

Рассказ Нармины Алигусейновой «Национальный костюм».

+1

40

Отличная тема-у нас очень красивые костюмы!Я в своих моделях кое-какие элементы использую.

0

41

костюмы

+3

42

elina написал(а):

Отличная тема-у нас очень красивые костюмы!Я в своих моделях кое-какие элементы использую.

Очень-очень хотелось бы увидеть ))):
Если у Вас будет время, выложите фотографии.

Вообще, азербайджанцы - очень "художественно-музыкальная" нация!

0

43

костюмы

+1

44

костюмы

+1

45

костюмы

+2

46

-

+2

47

-

+1

48

*

Отредактировано Seyidova (2010-09-06 21:48:50)

+1

49

azeri костюмы

+2

50

Seyidova, Azeriledi,

forumumuzda 'Azərbaycan rəqsləri' mövzusunu açaqmı?

Yüklədiyiniz şəkillər bir-birindən maraqlı, bir-birindən gözəldir!

0