ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ
АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ
Истоки искусства азербайджанского народа уходят в глубокую древность. "Страна огней" издавна славилась своей богатой и самобытной художественной культурой. Об этом убедительно свидетельствуют как первые памятники изобразительной культуры на земле Азербайджана - наскальные рисунки Гобустана и Апшерона и богато украшенные орудия труда и предметы быта, так и ковроделие, достигшее своего высочайшего уровня в период средневековья, и великолепные образцы декоративно-прикладного искусства. Нельзя не вспомнить и уникальные памятники зодчества, отличающиеся большим изяществом изразцовые украшения мечетей, мавзолеев и дворцов, а также уникальные, порой, по своему цветовому и композиционному решению, произведения миниатюрной живописи. Все это создало своеобразный "генофонд" художественной культуры азербайджанского народа, который стал значительно обогащаться новыми тенденциями, начиная с середины ХIХ века.
- Появление в национальном искусстве новых, последовательно реалистических черт. Основные представители - художники Мирза Кадым Иревани (1825-1875) и Мир Мовсум Навваб , а также поэтесса и художница Натаван.
- Посещение Азербайджана русскими художниками-реалистами; среди них - Верещагин, Гагарин, Машков, Куприн, Кузнецов. Это сотрудничество азербайджанских и русских художников во многом способствовало творческому обновлению местной художественной школы. В свою очередь, гости также проявляли огромный интерес к локальным национальным традициям, по-своему преломляя их в своих произведениях.
1910е - Начало зарождения новых видов, жанров и форм, и прежде всего - демократической сатирической графики и станковой живописи.
В 1912 году организовано "Общество бакинских художников".
1920-е - Большое значение для дальнейшего развития профессионализма в области изобразительного искусства имела открытая в Баку в конце 1920-х годов Художественная школа, воспитавшая
немалое количество талантливых молодых мастеров.
Основное стилевое направление, которое осваивали здесь художники, было реалистическое, то есть интерпретация действительности в правдивых, реальных образах. Именно эта - реалистическая -
тенденция на протяжении многих десятилетий оставалась ведущей в изобразительном искусстве Азербайджана.
- У истоков азербайджанской станковой живописи стоял Бехруз Кенгерли - художник, получивший профессиональное художественное образование в Тифлисской художественной школе. Прожив короткую жизнь (1892-1922), он оставил после себя множество портретов (в основном портреты беженцев, которых художник встречал в Нахичевани), пейзажей (отображающих природу и архитектурные памятники Нахичевани), ряд натюрмортов.
- Большое значение для становления азербайджанской художественной школы сыграло творчество Азима Азимзаде (1880-1943). Работавший, в основном, в области графики, этот художник во многом определил общий путь развития реалистического направления в азербайджанском искусстве. Его сотрудничество с Дж.Мамедкулизаде в сатирическом журнале "Молла Насреддин" стало вехой в истории азербайджанской культуры начала 20 века. Именно сатира, остро критическое отношение к действительности стало основной темой творчества этого художника, включая плакаты, газетные и журнальные зарисовки, иллюстрации к произведениям прогрессивных азербайджанских писателей, а также станковые произведения - сюжетно-тематические серии акварелей "Сцены старого быта", "Сто типов дореволюционного Баку" и многие другие.
- С 1920 года в республике началось организационное устройство в области изобразительного искусства, в результате чего, в 1932 году, был создан Союз советских художников Азербайджана.
1930-е - Главную свою задачу художники видели в правдивом отображении жизни трудящегося народа. Однако, пока что остро стоял вопрос о мастерстве, об умении реалистически передавать действительность (поскольку основной арсенал национальных художественных традиций связан с декоративно-прикладным, то есть не реалистическим направлением). Большинство картин раннего периода (Г.Халыкова, Ш.Казиева, С.Салам-заде) отличает плоскостно-декоративная, плакатная манера письма. Многие авторы специально культивировали такой стиль, стремясь таким образом решать проблему национального своеобразия в искусстве. Этот вопрос будет оставаться ключевым вплоть до 1990-х годов. Однако,тогда, в 1930-е, главной оставалась проблема овладения элементарными основами живописного ремесла.
- Чрезвычайно важной стала реорганизация в сер.1930-х годов учебно-педагогической работы в Азербайджанском Государственном Художественном Училище (АГХУ) и командирование многих его выпускников в художественные ВУЗы Москвы и Ленинграда (ныне - Санкт-Петербург). Среди первых были Т.Тагиев, М.Абдуллаев, Б.А.Мирза-заде и ряд других, которые в дальнейшем стали ведущими мастерами в азербайджанской школе живописи.
Сер.1930-х - Основное внимание в этот период уделялось азербайджанскими художниками "большой тематической картине", рассказывающей о трудовых буднях колхозников ("Приемный пункт хлопка" [1937] Т.Тагиева, "Сбор винограда" [1940] С.Шариф-заде) и нефтяников. Создавалось также множество портретов деятелей культуры и портретных образов классиков азербайджанской поэзии, созданных по воображению. Среди них: "Портрет Низами" (1940) Г.Халыкова, монументальное панно "Пантеон азербайджанской литературы" (1940) С.Шариф-заде и С.Салам-заде.
1940-е - В годы войны особое внимание уделялось сюжетам азербайджанских легенд и народных сказаний; при этом особой популярностью пользовались образы Бабека и Кероглы.
Конец 1940-х-1950-е
Преимущественное обращение художников к жанрам тематической картины и портрета. Наряду с этим создавались пейзажи - индустриальные, повествующие о строительстве и буднях крупных промышленных предприятий в республике, сельские - интересные уголки природы, наконец, городские виды. Наиболее яркие примеры здесь - картины "Вечер", "Возвращение героя", "Огни Мингечаура" и "Строители счастья" М.Абдуллаева, "Баку" Т.Тагиева, а также "На нефтяных промыслах" Б.Мирза-заде. Национальный аспект здесь решался исключительно за счет костюмов персонажей или введения в композицию характерных признаков народного быта.
Кон.1950-х-нач.1960-х - В художественной жизни происходят существенные изменения. Выступает новое поколение художников - "шестидесятников". Это - время образно-стилистического перелома, когда был принципиально изменен самый тип интерпретации действительности. Пафос прославления советского образа жизни сменяется правдивым показом нелегких трудовых будней. Вместо бесстрастной фиксации действительности - ее активное осмысление. Вместо многолюдности и подробной передачи предметного окружения - лаконичность, монументальность, эмоциональная сконцентрированность языка. В этот период особой популярностью пользовались образы людей труда, борющихся с невзгодами, обладающих твердым характером, несгибаемой волей.
Все больше утверждается интерес к крупной изобразительной форме - большой станковой картине и стенописи. Произведения носят публицистический,
ораторский характер. Именно молодые оказываются здесь "движущей силой". Само же направление, утвердившееся во всех национальных школах, как в центре,так и на периферии, получило название "сурового стиля" .
1960-1970-е - Время кристаллизации национальной художественной школы. Наиболее яркие представители молодого поколения - Т.Салахов, Т.Нариманбеков и Р.Бабаев, Н.Абдурахманов и А.Джафаров - каждый обогащает изобразительный язык своих произведений символикой и метафорой, придавая ему сдержанную эмоциональность. Собственно "национальная специфика" начинает проявляться здесь через обращение к фольклорным образам и стилизацию, которые составляли суть примитивизма - еще одного яркого направления, получившего особую популярность в искусстве этого периода.
Наиболее яркими представителями здесь можно назвать Тогрула Нариманбекова и Расима Бабаева.
- В конце 1970-х на арену художественной жизни выступает следующее поколение - "семидесятников".
Первым крупным показом работ представителей этой генерации можно считать Республиканскую выставку произведений молодых художников, состоявшуюся в Баку в 1968 году. Тогда же, в 1968, прошла Юбилейная Республиканская выставка, посвященная 50-летию Октября, на которой так же был представлен ряд работ молодых. Нельзя сказать, что это выступление стало программным. Скорее, это событие важно как временной ориентир "начала" творческой жизни целого поколения художников. При этом, возрастной критерий оказался здесь далеко не определяющим: почти 30-летние Э.Аскеров и К.Ахмед (1940) оказались в "одной команде" с Ф.Халиловым и Н.Рахмановым (1946), которым тогда едва минуло двадцать. Тут же рядом - "умудренный" после Тбилисской Академии Художеств М.Абасов (1931) и уже заявивший о себе Г.Брижатюк (1935). В целом же, хронологические рамки возраста "семидесятников" - 1940-1948 года рождения.
Показательно, что уже на первой своей "презентации" эта генерация выступила со своим, вполне определившимся "кругом пристрастий", решающее место в котором занимает пейзаж (в отличие от основной ориентации азербайджанской живописи того времени в сторону сюжетно-тематической картины).
1980-е - нач.90-х - Окончательно утверждается со своей творческой программой поколение "семидесятников". С ней связаны принципиальные изменения, имевшие место в панораме выставок. Наиболее четко этот процесс получил свою кристаллизацию во второй половине 80-х, что было связано с движением Перестройки в политической, экономической и общественной жизни страны.
Принципиальная деидеологизация, усложненность живописного языка, семантическая многозначность образов, "уход от действительности" в мир "творческого Я", обращение к глобальным жизненным вопросам, наконец, понимание традиции не как совокупности отдельных признаков, а как чего-то генетически сущностного, неизбежного и совершенно естественного - так вкратце можно обозначить суть происходивших перемен. Тогда, на выставках конца 1980-х, все чаще отмечалась бессобытийность картин, акцентирование в них внимания на передаче состояния, настроения, конкретные сюжеты все чаще обыгрывались как некие ситуационные модели-схемы, отсылающие к коренным антиномиям бытия.
- Изменился и самый характер выставок. Вместо "аплодисментного" пафоса, которым были насыщены монументальные полотна о трудовых победах, в общей мелодике азербайджанской живописи зазвучали совсем другие интонации - горечи, безысходности, трагического контраста "черного и красного", во всяком случае, нотки, весьма далекие от оптимистического вuдения мира.
Сегодня, оглядываясь на те годы и принимая во внимание политическую и экономическую нестабильность тех лет, понимаешь, насколько, в сущности, естественной должна была быть именно такая тональность художественного самовыражения…
- Среди наиболее ярких представителей поколения "семидесятников" следует назвать К.Ахмеда, Ф.Халилова, Г.Брижатюка, Г.Юнуса, Н.Рахманова, Э.Курбана, М.Зейналова, Ф.Агаева и многих других.
1990-е - Расцвет азербайджанской школы живописи. Окончательное формирование и утверждение новых тенденций, которые могут быть обозначены как мифологическая, пейзажная и лирико-романтическая. Характерно, что все три могут наблюдаться в творчестве одних и тех же художников, так что, в целом, их можно считать тенденциями мышления, которые представляют собой своего рода "коллективное бессознательное".
- Наиболее примечательной чертой здесь следует назвать глубокий драматизм мировосприятия, сущность которого заключается в противостоянии Добра и Зла - главной антиномии, решаемой азербайджанскими художниками.
- Ярко выраженная линеарная природа письма, соответствовавшая гладкой, плоской поверхности холста, уступила место многослойной, сгущенной, фактурной живописи. Серьезные изменения происходят в сюжетной ориентации и образном строе картин: от монументализации форм и крупномасштабных тем - к интимизации содержания, камерности, к большей сосредоточенности образов. Все настойчивее утверждает себя пейзажный жанр, выступающий, главным образом, как Апшеронский пейзаж , существенная трансформация происходит с портретом, в котором интерес к личности в значительной мере вытесняется обращением к характеру модели, проявляющемуся в одежде (или костюме), мимике, позе.
- Разнообразен круг имен и индивидуальных манер художников. Но, при этом, в творчестве каждого из них можно наблюдать общие черты, позволяющие говорить об окончательном формировании азербайджанской школы живописи.
Эта общность проявляется на уровне художественного мышления, в постановке одних и тех же вопросов, которые решаются абсолютно индивидуальными путями.
Так, чертами, одинаково присущими мастерам все трех тенденций, являются:
символизация общечеловеческих ценностей,· последовательная деперсонализация образов, преимущественное тяготение художников к обобщенному анализу, присутствие в работах признаков всеобщей одушевленности, наличие знаков "другой жизни", обусловленные верой в субстанциальное единство мира, где все сущее находится во взаимосвязи.
- Помимо уже названных художников, наиболее ярко выражающих характерные тенденции последнего этапа развития азербайджанской живописи, следует также упомянуть Э.Аскерова, Ф.Кашимова, Ф.Гуламова, Р.Исмайлова, Р.Мурадова, А.Садых-заде, которые, несомненно, сыграли значительную роль в формировании лица современной азербайджанской живописи.
- Следующее поколение художников, "восьмидесятников", практически продолжает сформировавшиеся к концу 80-х годов тенденции, работая далее в сторону модернизации художественного языка и обогащения формальных средств выразительности. Наиболее интересные представители здесь - Э.Алимирзоев, М.Амиров, С.Шихлинская, Г.Ахвердиев, И.Костина, Б.Халилов и многие другие.
Всего несколько лет реального возраста отделяют этих художников от предыдущего поколения, но они уже демонстрируют принципиально иные черты мышления. Живописная фактура заметно осветляется и облегчается, превращаясь в переливающуюся различными оттенками красочную взвесь. Они более исповедальны и субъективны в своей интерпретации мира. Они конкретны в своих темах и сентиментальны в их раскрытии. Они верят в своего зрителя, раскрывая перед ним потаенные уголки своей души.
Заметную роль в данной генерации играет творческое объединение "Лабиринт", в которое входит 11 художников: Эльнур Бабаев (фотография, живопись, графика), Елена Ахвердиева (живопись, инсталляции), Санан Алескеров (фотография), Эльчин Надиров (живопись, графика, инсталляции), Мусеиб Амиров (живопись, графика, инсталляции), Айтен Рзакулиева (живопись, инсталляции), Уджал Ахвердиев (живопись), Закир Гусейнов (живопись, графика, инсталляции), Гусейн Ахвердиев (скульптура, графика, живопись, инсталляции), Сабина Шихлинская (живопись, графика, инсталляции), Эльяр Алимирзоев (живопись, графика, инсталляции). Работая в традиционных формах, эти художники также активно пробуют себя в таких "нетрадиционных" видах, как Лэнд-Арт, акции, инсталляции, привлекая для этого самый различный подсобный материал.
- Наконец, совсем молодое поколение, поколение 1990-х годов, те, кому определять лицо азербайджанского искусства в 21 веке, решительно отходят от "классических" техник, полностью посвящая себя таким видам современного искусства, как инсталляции, перформанс, акции, графитти, Лэнд-Арт, фотография и Видео-Арт, и прочее. Активно работают здесь такие группы, как " SEX-2000", "Пять страниц", а также "одиночки", группирующиеся, в основном, вокруг Центра Современной Культуры "ARTS etc."
http://azeripaint.aznet.org/azeripaint/site/ru