ЧТО ТАКОЕ ТАНЕЦ ФАРАОНОВ?
Термин «танец фараонов» («фараоник») то и дело появляется в беседах европейского и североамериканского сообществ беллиденс. Вам могут представить этот танец как нечто, предназначенное для особой песни на диске Eddie Kochak’а. Или вы можете услышать, как какая-нибудь танцовщица скажет, что танец фараонов - одно из ее «фирменных блюд». Так что это такое? Кто его танцует, и каким образом?
Определение
Технически название «танец фараонов» обозначает «танцевальный стиль, в котором танцевали во времена египетских фараонов». Большинство танцовщиц, использующих этот термин, опираются на современные мнения о культуре древнего Египта, многие из которых не обоснованы никакими исследованиями. Другими словами, почти все их танцы – порождения двадцатого и двадцать первого века, выросшие из ориенталистского искусства, литературного движения позапрошлого столетия и юного танца модерн. Обычно танцы фараонов исполняются под музыку New Age, танцовщицей или труппой в нарядах, созданных благодаря изучению рисунков на стенках гробниц. Многие из таких танцев включают в себя позы с разогнутыми параллельными полу ладонями и иногда свечами на них. Такие позы не обоснованы историческими исследованиями, но в силу того, что западный зритель воспитан на позировании танцоров раннего модерна и ждет чего-нибудь похожего, исполнительницы часто включают их в танец, чтобы обеспечить зрителю удобство восприятия.
Конечно, главная проблема с этими «загадочными положениями рук» в том, что они превратились в клише. Люди делают так, потому что это просто, но понаставить в танце таких поз – не способ очаровать выступлением. Вот почему некоторые люди, которые называют свой танец «танцем фараонов» (например, Delilah Flynn и Laurel Victoria Gray) избрали другой путь. То, что создают они и некоторые другие, выглядит совершенно иначе. Эти танцовщицы, пользуясь древними египетскими источниками, проводят собственные независимые исследования искусства движения рук. И они выступают с наиболее захватывающими интерпретациями того, на что могли быть похожи танцы древнего Египта.
Историческая перспектива
В конце девятнадцатого века и начале двадцатого археологические находки в Египте увлекли внимание всего европейского и североамериканского общества. Люди были в восторге от открытий, и мир древнего Египта превратился в моду. В авангарде этого культурного бума ранние пионеры модерна черпали вдохновение с Востока. Исидора Дункан и позднее Рут Сен-Дени выбрали Египет темой своих работ и использовали его как мотив при создании собственных оригинальных танцев. В своей юности модерн в большой степени опирался на европейские и американские представления о том, как могли выглядеть древняя Греция и древний Египет, не особо задумываясь о поиске основанных на фактах подтверждениях. Конечно, по очень многим причинам модерн был существенным звеном западной культуры. Ранние танцоры модерна, вдохновленные мотивами древних стран Востока, могли и не быть исторически корректными в своих «реконструкциях», но они, несомненно, благодаря своей восточной увлеченности, воссоздали весь институт театрального танца запада. Сегодня нужно расценивать их работы как чудные творческие инновации, а не как проигрыши древнего танца. Во вступлении к книге Irena’ы Lexova’ой «Древние египетские танцы», опубликованной в 1935 году, доктор Frantisek Lexa пишет:
«Несколько лет назад я увидела, как девушки, танцующие модерн, исполняют египетские танцы. Общим для всех этих танцев были безвкусные, отрывистые движения, некрасивые позы и грубые дерганья руками и ногами. Хотя некоторые из девушек утверждали, что такими были древние египетские изображения египетских танцовщиц, и они их копировали, я так и не смогла припомнить хотя бы один древнеегипетский рисунок, на котором были бы изображены такие позы».
Как танцевать
Из-за того, что танец фараонов не является мейнстримом, ему могут обучить немногие. В вашем сообществе, вероятно, не найдется преподавателя, который работает с фараоник. Поэтому в качестве источника идей и вдохновения придется полагаться на видеозаписи выступлений в этом стиле.
Нужно полное погружение
Я предлагаю вам начать с чтения о культуре древнего Египта, в особенности, о богинях Хатор, Баст и Изиде: все они связаны с танцем. Почувствовав «вкус» этой культуры, вы сможете точнее и убедительнее интерпретировать ее в танце. Когда я спросила Delilah Flynn о том, как она сочиняет свои танцы фараонов, вот какой был ответ:
«Чтобы создать выразительный танец, мне нужно думать как древняя египтянка. Я пытаюсь стать ею, читая филологические и религиоведческие материалы о древнем Египте, сочинения ученых о повседневной жизни египтян, изучаю иероглифы, посещаю храмы Египта и медитирую для вдохновения. Я изучаю одежду, делаю ее, ношу ее, постигаю суть движения. Я шью, рисую, плету бисером. Я слушаю музыку, которую слушали тогда. Для египтян все их боги и богини живы. Я же воскрешаю их со страниц истории и они начинают жить для меня.
У всего есть смысл, суть. Я – артист, я должна быть окрещена, погружена полностью. Надо изучать истоки и движущие силы танца как такового. За ними вы придете в глубоко духовное место, где соединяются тело, сила жизни и пространство. Посещайте храмы, там апогей пространства. Исидора Дункан однажды сказала: «У культур нет движений, есть только их повторные открытия».
Вообразите, что вы там, и спросите самую свою суть о том, как вам двигаться, и вы начнете свой истинный танец. Спросите свои ba, ka, akh, khaibit, sahu, khat».
По мере того, как вы изучаете культуру древнего Египта, размышляйте, о чем должен говорить ваш танец. Познакомьтесь с несколькими сюжетами древних времен – может, один из них вам захочется разыграть в танце. Может быть, вы захотите использовать танец, чтобы представить в нем реальный исторический персонаж (например, Хатшепсут (царица Египта, 1525-1503 гг. до н.э.)) или собирательный образ (например, храмовую жрицу Хатор или ассирийскую рабыню, мечтающую о свободе). В книге «Ancient Egyptian Dances» отмечается, что танцы танцевались по различным событиям: на похоронах, в религиозных действах, в качестве военной демонстрации и т.п. Возможно, вас привлечет что-то из этого. В общем, полагайтесь на собственные мысли насчет древнего Египта. О чем им было танцевать? Почему вы вдохновились именно этой культурой – что такого она вам поведала? Чем больших успехов вы достигнете в понимании того, зачем вам нужен этот танец, тем лучше он у вас получится. Если даже вы не знаете, почему хотите его станцевать, то откуда узнать зрителю?