Форум о прекрасном: Турции и всем, что с ней связано

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Образование в Турции

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Управление системой образования находится под контролем министерством образования. Высшая учебная комиссия обсуждает и решает учебную программу, сроки программы устанавливаются министерством.
В отдельных провинциях образование организовывается советом директоров образовательной комиссии, которые назначаются министром. Вся работа директоров контролируется управлением провинций.

На всех уровнях общее образование финансируется от центрального управления страны. Начальное образование тоже получает поддержку от государства, в основном покрывая расходы на сторительство и содержание школ. Около 10 % общего бюджета страны приходится на образование.

Систему образования составляют два основных подразделения, называемых "формальным" и "неформальным" образованием.

Формальное образование- это "дошкольное образование", "начальное образование", "среднее образование", и "высшее образование".
"Неформальное образование" - это остальное образование, спонсируемое министерством и невходящее в систему формального обучения.

Начальное образование

Восьмилетнее начальное образование является обязательным для детей, достигших 6 лет. Большинство начальных школ имеют свою униформу.
Школьники, недостигшие установленного стандарта знаний в конце года обязаны повторить курс учебного года, при этом ребенок может оставаться в начальной школе до 14 летнего возраста. При успешном обучении, начальное образование оканчивается по достижению 11 летнего возраста и выдается диплом об окончании начальной школы.

Среднее образование

Среднее образование состоит из двух ступеней, первая продолжением в три года, а вторая шесть лет. Программа обучения в средних школах мало чем отличается от программы образования в США. Главным отличием считается то, что сами учителя, а не ученики переходят из класса в класс во время учебного дня.

Чтобы предоставить возможность дальнейшего образования для всех, существуют специальные средние школы для детей из малоимущих семей. Образование в таких школах бесплатное и школьники размещаются по классам по результатам экзаменов.

В дополнение к средним школам, также существуют вечерние школы, часто размещенные по соседству или в том же здании. Вечерние школы предоставляют возможность образования для продолжения начального или среднего образования для рабочих. Образование в вечерней школе продолжается год дольше, чем в дневной школе, предоставляя равное право на высшее образование.

Учебный год начинается во второй половине сентября или начале октября и продолжается до мая или начала июня, в зависимости от городской или сельской местности. Учебный день продолжается с утра до половины дня хотя в некоторых перегруженных школах дети учатся в две смены. Учебная неделя продолжается пять дней. Во время учебного года существуют двух недельные зимние каникулы в феврале.

Несмотря на некоторые исключения, средние школы являются государственными и предоставляют бесплатное образование. Выпускники средних школ могут продолжить обучение в высших учебных заведениях, сдав при этом вступительные экзамены. Централизованные экзамены контролируются высшей учебной комиссией которая определяет кандидатов и поступающих в университеты на разные факультеты, учитывая средний бал, экзаменационную оценку и способность обучатся на том или ином факультете.

Лицеи

Более престижной альтернативой средней школе являются лице, обучение в которых составляет 4 года. Сегодня в Турции самым престижным считается научный лицей, который готовит будущих врачей, инженеров, ученых, исследователей. Обычно успешные ученики выбирают именно его.

Также существует ряд других лицеев: переводческий, политехнический, лицей, готовящий специалистов по компьютерным технологиям и другие.
По окончании лицея ученики сдают вступительные экзамены того вуза, в который они поступают. Если они набирают проходной бал, государство оплачивает им учебу. Самые востребованные специальности – инженерия, медицина, преподаватели и юристы.

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Все высшее образование в Турции делится на 2 вида: бакалавриат и магистрат. По окончании обучения студент получает ученую степень бакалавра или магистра. Дипломы турецких вузов ценятся в Европе и США, так как турками заимствованы лучшие образцы европейской и американской систем образования.

В систему высших учебных заведений входят университеты, академии и высшие школы. Срок обучения 4-6 лет, обучение платное. Преподавание в турецких высших образовательных учреждениях ведётся на английском и французском языках. Лекции, курсовые работы, дипломные проекты - все это преподаётся и пишется на том языке, который выбран руководством учебного заведения.

За образовательные услуги турецкий студент платит в среднем 10 000$, при этом дополнительно студенты платят около 2000$ в год за проживание в общежитии (в эту сумму входит 3-разовое питание студента и оказание ему медицинской помощи).

Одним из крупнейших турецких вузов считается университет в Стамбуле, основанный в 1453 году. Здание, где располагается Стамбульский университет, до переезда министерств в Анкару было султанской резиденцией - центром административной жизни города.

Также важное значение приобрели специализированные университеты: Средневосточный технический университет в Анкаре (1956), университет Хаджеттепе в Анкаре - крупнейший в стране центр подготовки медицинских работников; провинциальные университеты, готовящие специалистов для отдельных экономических районов: Эгейский в Измире (1955), университет им. Ататюрка в Эрзуруме (1957) и др.

Университеты организовывают учебный год в два семестра, с началом в октябре до января, и вторым семестром с февраля/марта по июнь/июль.

Стипендии

В Турции существует 2 вида стипендий: первая выплачивается всем за успешную учебу: она составляет около 150$ в месяц. Вторая предоставляется государством по желанию студентов. Ее размеры могут быть различны (от 150$ до 5 тыс.$). Но по окончании университета студент должен вернуть государству эти деньги назад.

НА УЧЕБУ В ТУРЦИЮ

Уровень владения турецким языком определяет организация OSYM. Ее полное название – Orgenci Sceme re Yerlrestime Merkeri, т. е. Центр отбора и зачисления студентов. Количество мест для иностранных студентов в вузах определено заранее, и борьба за эти места идет довольно жесткая.

Заявления в OSYM присылаются либо на турецком, либо на английском языках. Для того чтобы OSYM принял документы к рассмотрению, потенциальный студент должен быть гражданином любой страны, кроме Турции и Турецкой Республики Северного Кипра. Кроме того, не допускают участвовать в тестировании и не берут в студенты людей с двойным гражданством, одно из которых турецкое или северо-кипрское.

Необходимое условие для подачи документов – претендент должен либо пройти курс обучения турецкому языку, либо закончить последний класс турецкой школы. Одна из возможностей быть допущенным OSYM к экзамену – закончить лицей, уровень которого соответствует последнему классу турецкой школы. Прохождение экзамена в OSYM стоит $100. Кроме заявления о допуске к экзамену OSYM нужно прикрепить квитанцию об оплате тестирования (proof of payment).

Получив эти документы, OSYM высылает экзаменационный лист (Еxam Еntrance Сard). С этого момента можно считать себя абитуриентом.

Россияне, которым пришлось сдавать турецкий Toefl, утверждают, что он гораздо легче американского. Турецкий Toefl состоит из двух частей. Первая – тест на общее интеллектуальное развитие и способность мыслить абстрактно. Вторая часть – тест на владение турецким языком, Tlipt (Turkish Language Proficiency Test). Он призван определить уровень понимания письменного турецкого.

Когда все оценки выставлены в Examination Results Card (экзаменационную карту), абитуриент должен определиться с программой, по которой он будет учиться. Есть программы, где преобладает английский, а есть такие, где все на турецком.

Обучение – как в государственных вузах, так и в частных – сравнительно недорогое. Год обучения в государственном учреждении обойдется от 400 до 650 долларов. В частных университетах – от 5000 до 12000 долларов.

Разрешение на жительство предоставляется студентам, которые могут доказать, что их финансовое положение позволяет им жить в Турции. Проживание иностранным студентам обходится в среднем в 400–500 долларов в месяц.

+2

2

Гюнеш ,
Зая,спасибо за статью.Это получается,что в Турции учить детей намного дешевле чем в Киеве.И если выбрать вместо средней школы лицей,то вообще получается,что ребёнок учится почти столько же лет,сколько и на Украине...
Допустим в 6 лет отдать в начальную школу на 8 лет...в 14 лет(11 лет при успешном обучении) отдать в лицей на 4 года...В 18 лет(15 лет) в Университет на 4-6 лет...И с 22-24(19-21) лет ребёнок полностью будет готов к взрослой жизни. :cool:

0

3

Да по сути так и есть - но меня заинтересовало другое - качество образования .. то есть каким программам они обучаются и насколько глубоко ....может кто учился там и знает нашу и их систему образования сравнит Было бы интересно

0

4

Ни в какой стране нет таких насыщенных программ как у нас (на Украине). Среднему ученику очень тяжело справиться со всеми дисциплинами, не говорю уже о слабых. Программа расчитана на одарённых детей. В это время материальная база не соответствует нынешним программам.

0

5

Колледж Туризма в Анталии

О колледже


Международный Колледж Туризма в Анталии - это единственный зарубежный колледж с обучением на русском языке, который имеет лицензию Министерства Образования Турции и работает по новейшим международным стандартам образования в области туризма (совместный проект Евросоюза и Турции - MEGEP/SVET). Выпускники Колледжа получают престижную профессию, диплом Министерства Образования Турции и международный сертификат, дающий право трудоустройства в Европе.

Удобный учебный график вне туристического сезона (конец октября - середина апреля) позволяет студентам, занятым в туристическом бизнесе, легко сочетать обучение в колледже с работой в туристических организациях Турции.

Актуальность выбранного колледжем профиля «туристические агентства» продиктована нехваткой квалифицированных кадров для работы в сфере туризма и значительно увеличившимся потоком в Турцию туристов из России и стран СНГ, который превышает 2 миллиона человек в год из России и более 15 миллионов человек со всего мира, совместными российско-турецкими проектами и многими другими факторами.

Необходимо отметить, что специфика колледжа - «туристические агентства» как нельзя лучше соотносится с его расположением в Анталии, центре туризма и отдыха. Здесь есть все условия для языковой и трудовой практики студентов, а также хорошие перспективы в плане туристического бизнеса.

Студенты выбирают между двумя основными специальностями - специалист по операциям или специалист по резервациям в туристическом агентстве. Обучение проходит по модульной системе, углубленно изучаются иностранные языки (английский, турецкий).
Колледж Туризма обладает достаточной материальной базой, необходимой для проведения учебных, лабораторных и практических занятий. Для проведения практических занятий по специальным дисциплинам используются площади отелей и туристических комплексов Анталии.

В туристический сезон студенты направляются в турфирмы, отели, рестораны, имеющие договор с колледжем, для прохождения учебной практики.

Колледж гарантирует трудоустройство выпускников в туристических организациях Анталии и Турции.
Выпускники колледжа могут также продолжить образование, поступив сразу на 3-й курс очного или заочного отделения Российской Международной Академии туризма. При зачислении они получат в дополнение диплому турецкого колледжа еще и российский, а проучившись 2 года в Академии – диплом о высшем образовании.

На базе колледжа также действуют языковые курсы и курсы по туризму.

Обучение
Обучение ведется на русской языке, английский и турецкий изучаются углубленно. На начальном уровне занятия проводят русскоязычные преподаватели, на продвинутом - носители языка. В учебную программу входит также изучение специальной терминологии в туризме на английском и турецком языках. Обучение проводится по модульной системе, как и во всех европейских странах. Большое внимание уделяется изучению новейших компьютерных технологий и программ, широко используемых в туристической деятельности. Программа обучения в Колледже разработана в соответствии с новейшим европейским стандартом качества профессионального образования, принятым Евросоюзом совместно с Турцией.

Обучение организовано по модульной системе: каждый предмет включает перечень образовательных модулей, позволяющих изучить специальность последовательно и в полном объеме учебной программы. Ряд специальных модулей, например, таких, как связи с общественностью, делопроизводство и архивоведение, услуги анимации, позволяет, прослушав курс лекций только в рамках указанных модулей, получить сертификаты по этим специальностям.

Изучаемые дисциплины

В список изучаемых дисциплин входят: предпринимательство, деятельность туристического агентства, создание турпакета, деятельность туристического гида, туризм и общественное питание, компьютерная грамотность, туристические операции на компьютере, бронирование в туристических агентствах, компьютерное бронирование, документооборот, связи с общественностью, рекламация, услуги анимации, иностранные языки, культура Анатолии, туристические центры Турции и т.д. В Колледже Туризма также предусмотрено углубленное изучение английского языка по программе Деловой иностранный язык, что позволит овладеть языком в совершенстве. При недостаточном начальном уровне знания иностранных языков студенты посещают дополнительные занятия.

Материальная база

Колледж Туризма обладает достаточной материальной базой, необходимой для проведения учебных, лабораторных и практических занятий. В Колледже широко используются специализированные учебные компьютерные программы, деловые игры и другие формы обучения. Колледж располагает современной компьютерной студией с локальными сетями и интернетом. Для проведения практических занятий по специальным дисциплинам используются площади отелей и туристических комплексов Анталии.

Специальность

Деятельность туристического агентства (Seyahat agenteciliği)

Специализация

Специалист операционного отдела (operasyon)
Специалист отдела бронирования (rezervasyon)
Выпускникам Колледжа, успешно закончившим обучение, выдается диплом.

Форма обучения

Дневная, вечерняя, заочная.

Сроки обучения

2 года на базе 11 классов

Трудоустройство

Выпускникам Колледжа гарантируется трудоустройство в туристических организациях Анталии и Турции, а также оказывается содействие по трудоустройству в странах Европы.

Основные даты
На очное отделение

15 мая – 25 августа 2006
Прием заявлений и документов от абитуриентов

25 октября 2006 – 15 апреля 2007
Обучение

После 15 апреля
Летняя практика

На заочное отделение

15 мая – 25 августа 2006
Прием заявлений и документов от абитуриентов

Конец октября 2006 – начало ноября 2006 (около 10 дней)
Установочная сессия (получение уч.материалов, расписания занятий и мероприятий, вводный курс, оплата обучения)

Март 2007 (около 20 дней)
Зачетная сессия (курс лекций, сдача зачетов и экзаменов)

Апрель 2007
Летняя практика

Примечание: указанные сроки являются ориентировочными и могут изменяться. Точные даты Вы можете узнать в представительстве колледжа в Кыргызстане.

Размещение и проживание

Вариант 1. В отеле

Программа обучения в колледже туризма максимально направлена на практические знания, этим обусловлено размещение студентов в отеле – акцент делается на полезный опыт пребывания в этой среде, студенты наблюдают за работой обслуживающего персонала отеля, гидов, трансферменов и менеджеров.
Удачное расположение в центре туристической индустрии Турции, городе Анталия, теплый Средиземноморский климат и комфортные условия проживания представляют наилучшие возможности для обучения и отдыха студентов в соответствии с современными стандартами качества.
Студенты проживают в 4-хзвездочном отеле, который расположен на берегу Средиземного моря в самом престижном районе Анталии – Лара, в 10 км от аэропорта, недалеко от одной из достопримечательностей города - водопада Капузкалдыран.
Все номера с балконом, ванной, телефоном, радио, кондиционером, спутниковым телевидением. В отеле имеется бассейн с водными горками, два ресторана, два кафе, сауна, турецкая баня, парикмахерская, конференц-зал, тренажерный зал с множеством снарядов, настольный теннис, бильярд. В вечернее время работает анимация и дискотека.

Базовый вариант размещения студентов очного и заочного отделений – в отеле по два человека в номере. По желанию возможно одиночное размещение с доплатой. Учащиеся пользуются всеми удобствами отеля (некоторые услуги платные).

Для студентов очного отделения трехразовое питание (полный пансион) включено в стоимость.
Отель является благоприятной средой для изучения иностранных языков. Общаясь с носителями языка – туристами из Великобритании, Голландии и других стран, студенты имеет реальную возможность закрепить полученные на занятиях знания.

 
   

Вариант 2. "Эконом"

На выбор студентам колледжа предлагается также экономичный вариант проживания: в пансионе или на квартире (по 3 человека). Питание самостоятельно, при этом расходы на проживание составят всего порядка 200 долларов в месяц плюс расходы на продукты и прочее (около 100-150 долларов в месяц).

Наверх

Курсы английского и турецкого языков в Анталии

Проживание в комфортабельном отеле с видом на море
Полный пансион
Экскурсионная и развлекательная программа
Учебные материалы
Трансфер
Занятия с носителем языка
Сертификат о прохождении курсов
Доступные цены 











Сведение о курсах

Занятия ведут носители языка, специалисты с университетским образованием.

Проживание

Отель находится в городе Анталия. В номере спутниковое ТВ, душ, кондиционер, горячая вода, телефон, балкон.

   

Стоимость

В стоимость включено:

обучение - 15 уроков в неделю (занятие в группе от 3 человек) трансфер в/из аэропорта г.Анталии
проживание в отеле 3 звезды в комнате на 1 или 2 человека
полный пансион экскурсионная и развлекательная программа (раз в неделю)
учебные материалы
сертификат о прохождении курсов
Дополнительно оплачиваются:

авиабилеты
медицинская страховка
виза
Для больших групп предоставляются скидки.

Для записи на курсы и по другим вопросам обращайтесь в представительство колледжа в Кыргызстане

0

6

Русская школа-пансион в Анталии

Русская школа-пансион в Анталии - это восточное гостеприимство, русские традиции, европейский уровень.

Может ли школа быть курортом, а курорт школой? ДА! Такое сочетание нашлось на средиземноморском курорте Анталия!

300 солнечных дней в году и девять месяцев лета создают идеальные условия для обучения и проживания школьников. У Ваших детей будут солнце, воздух и вода, изумительная кухня, прекрасные комфортабельные номера и теплая, доброжелательная атмосфера.

Русская школа-пансион в Анталии – единственная в этом регионе международная школа, имеющая лицензию Министерства Образования Турции. Детям, приезжающим на обучение из России и других стран СНГ, предоставляется ученическая виза. Выпускники получают российские аттестаты о среднем образовании.

Обучение

Школа использует в своей работе современные методы и подходы в обучении. Иностранный язык осваивается так, как он работает в сознании носителя языка: грамматические правила ребенок узнает через общение, разговор. На начальном, базовом уровне, занятия ведут русскоговорящие педагоги; на продвинутом – англоговорящие, из Великобритании. В качестве второго иностранного, по желанию, дети изучают турецкий язык, при этом используется эффективный метод погружения в языковую среду.

В школьной компьютерной студии дети получат навыки использования компьютера, как универсального инструмента для работы с информацией, обучатся принципам работы с программным обеспечением и основам программирования.

Творческий, внимательный и чуткий коллектив учителей поможет Вашему ребенку получить твердые знания. Индивидуальный подход к обучению (в классах занимается не более 10 человек) дает возможность резко повысить успеваемость и знания учеников, прибывающих из массовых школ.

Проживание

Русская школа-пансион в Анталии – это уютное трехэтажное здание. К услугам учащихся - библиотека, столовая, кафетерий, школьный парк с экзотическими растениями, бассейн, компьютерный клуб и интернет. Имеется сцена для проведения массовых мероприятий, дискотека, а также студия современного танца и художественной гимнастики. По желанию дети могут посещать секции футбол а, хоккея на роликах, тяжелой атлетики и т.д. Многочисленные экскурсии знакомят с уникальными историческими памятниками: амфитеатрами, местами, посещенными в античные времена египетской царицей Клеопатрой, и многим другим, чем так богат анталийский край.

Школа имеет собственный бассейн, тренажерный зал, спортивные площадки для игры в  футбол, волейбол и баскетбол,  настольный теннис. Мягкий средиземноморский климат и ежедневные купания в море, экологически чистый воздух, морская вода, насыщенная полезными для здоровья минералами - все это способствует оздоровлению организма и излечению его от многих хронических заболеваний. Учащиеся по желанию могут посещать спортивные секции футбола,      баскетбола, бокса и т.д.  При школе работает студия классических и современных, европейских и латиноамериканских  танцев.

0

7

Интерпретация Корана зависит от уровня образования. Турецкие лицеи как форпосты просвещения и толерантности

В России вчера официально вступил в силу запрет деятельности т. н. секты «нурджулар». Ее признали экстремистской. Еще раньше в немилость попали труды выдающегося турецкого богослова Саида Нурси, что вызвало большой скандал, как у нас в стране, так и за рубежом.

Между тем, деятельность современных почитателей С. Нурси и его последователя Фетхуллы Гюлена, их опыт по противодействию радикальным настроениям приветствуется многими в мире и вызывает большой интерес. Турецкие лицеи, которые в России повсеместно закрываются и испытывают огромные трудности, в других странах служат форпостом просвещения, толерантности, здравого понимания Ислама и конструктивного подхода к решению острых проблем.

Именно этому посвящена статья в «The New York Times», которую мы представляем вашему вниманию.

Молиться в Пакистане было непросто для Месута Качмаза, преподавателя-мусульманина из Турции. Он пробовал ходить в мечеть неподалеку от дома, но там на полу были нарисованы израильский и датский флаги. А в мечети, расположенной рядом с его местом работы, его предупредили, чтобы он больше никогда не приходил в галстуке. Все пакистанцы полагали, что он не мусульманин, раз не носит бороду.

«Убивайте, воюйте, стреляйте», - говорит мистер Качмаз. «Это неверное понимание Ислама».

Однако эта позиция широко распространена в Пакистане, где школы, финансируемые саудовскими и американскими деньгами в 80-е гг. во время войны в Афганистане, распространяли радикализм среди беднейших слоев населения. Учитывая уровень грамотности в стране - около 50% - и плачевное состояние системы школьного образования, страна очень подвержена подобному влиянию.

Качмаз – один из турецких преподавателей, которые приехали в эту среду с совершенно другим представлением об Исламе. Их видение Ислама – умеренное и гибкое, стыкующееся с Западом, при этом сохраняющее коренное отличие от него. Они распространяют такое представление об Исламе в школах, которые сейчас работают более чем в 80 странах мира, как мусульманских, так и христианских.

Их деятельность в Пакистане, ядерной державе, чья нестабильность и подверженность радикализму стали предметом интереса внешнеполитических ведомств США, крайне важна. Некоторые районы страны стали прибежищем для «Талибана», а борьба против крайних идей заходит в тупик на уровне молодежи и образования, которое они получают.

В настоящее время образование здесь крайне слабое. Беднейшие пакистанцы даже не могут себе позволить отправить своих детей в общеобразовательные школы, которые формально бесплатны, но требуют деньги за книги и школьную форму.

Некоторые посылают своих детей учиться в медресе, то есть религиозных школах, которые, наряду с образованием, предлагают бесплатную еду и одежду. В большинстве из них детей просто учат, а в некоторых характер образования явно радикален. В то же самое время, растущий средний класс отрицает общеобразовательные школы, которые зачастую хаотичны и слабо финансируются, и предпочитают частные школы.

В турецких лицеях, которые появились уже в 7 городах Пакистана, преобразовать страну по-своему не могут. Однако они предлагают альтернативный подход, который может помочь ослабить влияние радикалов.

В них прописана четкая программа, с курсами на английском языке, начиная с математики и заканчивая английской литературой и Шекспиром. Они не обучают религии на одном только предмете «Исламское образование», как требует государство. В отличие от частных школ в британском стиле, турки, тем не менее, способствуют укреплению Ислама среди учащихся, для которых преподаватели являются образцом поведения и благочестия.

«Какие науки есть у Запада, давайте позволим нашим детям изучать их, - говорит Эркам Айтав, турок, работающий в новых школах. - Но давайте научим наших детей и религии».

Этот подход отвечает желаниям родителей в Пакистане, которые хотят, чтобы их дети были способны конкурировать с Западом, не теряя при этом своей религиозной идентичности. Аллахдад Ниязи, пожилой профессор урду из пограничного с Афганистаном городка Кета, забрал своего сына из элитной военной школы, потому что она была слишком авторитарной и недостаточно делала упор на Ислам, и перевел его в турецкий лицей «Пак-Турк».

«Частные школы не сделают из наших детей хороших мусульман, - говорит Ниязи, сидя на полу в своем доме в Кете. - Религиозные же школы не могут дать им современного образования. Пак-турк делает и то, и другое».

Замысел такого образования принадлежит турецкому исламскому ученому Фетхулле Гюлену. 69-летний проповедник, имеющий миллионы последователей в Турции, основывает свои рассуждения на традициях суфизма, интроспективной стороны Ислама.

Он живет в США с 2000 г., с тех пор, как у него возникли проблемы с секуляристским режимом в Турции. Только в этом году с него были сняты все обвинения. Гюлену разрешили вернуться на родину.

По словам Айтава, идея Гюлена заключается в том, что «без науки религия становится радикализмом, а без религии наука слепа и опасна для мира». В школах практикуется преподавание турецкой суфийской философии, которая приняла самые современные формы за прошедший век в результате того.

Исламские мыслители ответили привнесением западной науки в веру, которую пытались защитить. В 50-е гг., когда арабские мусульмане-интеллектуалы вроде Саида Кутба прямо отвергали Запад, турецкие ученые, такие как Саид Нурси, искали пути сосуществования с ним. В Карачи, разрастающемся городе, который и сам борется с радикализмом, оба подхода ежедневно совмещаются.

Турецкая школа располагается в бедном районе на юге города, где живут преимущественно пуштуны. Беднейшие представители этой этнической группы в силу многих причин особенно подвержены влиянию радикализма.

Качмаз, который стал ее директором 10 месяцев назад, попал в неприятности почти сразу после начала работы. Местные очень подозрительно относились к туркам, чисто выбритым и носящим галстуки, выглядящим как учителя математики из Центральной Америки.

«Меня спрашивали несколько раз: они мусульмане? они молятся? А не пьют ли они по ночам», - говорит Али Шавкат, вице-президент школы, пакистанец.

Овцы дремлют возле груд мусора рядом со входом в школу. Качмаз просил местного религиозного лидера, чтобы люди перестали выбрасывать отходы около школы, но бесполезно. В возмущении он вывесил у входа хадис: «Чистота – половина веры».

Однажды, когда он молился в мечети, двое молодых людей последовали за ним и велели ему не возвращаться туда в галстуке, потому что это, по их словам, «не по-мусульмански». «Я сказал: «Покажите мне аят в Коране, где это запрещается», - рассказывает Качмаз, лавируя в потоке машин. Оба молодых человека были в очках, и он возразил им, что в священных текстах нет никакого различия между очками и галстуком». «Они не подкрепили свои слова ни аятом, ни хадисом, - говорит он. - Это просто недоразумение».

Такие недоразумения вместе со всем сопутствующим радикализмом преследует беднейшие части Кветты. Абдуль-Бари, 31-летний учитель Ислама из религиозной семьи, живет в местности без электричества и горячей воды. Двое братьев из его рода погибли на войне, на которую отправились добровольцами, оставил свою мать в нищете; Бари же убежден, что главная забота мусульманина – его семья.

«У нашего народа нет терпения», - говорит Бари, поднявший на ноги семерых своих младших братьев и сестер после внезапной смерти отца более десятка лет назад. Он решил, что один из его братьев должен получить образование, и направил его в турецкую школу.

Турки делают упор на академические науки, что порадовало Бари, который мечтает о том, что его брат Саадудин вытащит семью из нищеты и расширит ее кругозор за пределы религиозной догматики. Звание, которое носит Бари, хафиз, означает, что он выучил наизусть весь Коран, несмотря на то, что не получил формального образования. Их отец был имамом.

Бари постоянно борется с радикализмом. Однажды он наказал Саадудина за то, что тот запускал летучих змеев в плохой компании.

«Они категорически против экстремизма, - говорит Бари о турках. - Они – настоящие мусульмане. И они сделают моего брата настоящим мусульманином. Он будет относиться к людям справедливо и мудро, а не с нетерпением».

Неграмотность – бич многих мусульманских стран, по мнению Матиуллы Аиля, религиозного ученого из Кветты, закончившего университет Медины в Саудовской Аравии.

В Белуджистане, малонаселенной провинции Кветты, уровень грамотности составляет менее 10%, как сообщил Тарик Балудж, официальное лицо из района Пашин. По его оценкам около половины детей района посещают медресе.

Аиль говорит: «Врачи и юристы должны доказать свою научную степень. Но когда дело касается мулл, никто не интересуется их квалификацией. Они не обладают знаниями, но очень влиятельны».

Это приводит к искаженному пониманию Ислама даже тех, кто ему долго учился, считает Гюлен и его соратники. «Они выучили наизусть всю священную книгу, но не понимают ее смысла», - говорит турок Камиль Тюре. Качмаз добавляет: «То, как мы интерпретируем Коран, полностью зависит от уровня нашего образования».

В своем интервью в 2004 г. Гюлен выражается так: «В странах, где живут мусульмане, некоторые религиозные лидеры и молодые мусульмане не имеют иного оружия, кроме буквалистской интерпретации Ислама. Они используют ее, чтобы вовлекать людей борьбу ради своих личных целей».

Некоторые турки говорят, что Гюлен использует школы с политической подоплекой. Мурат Бельге, известный турецкий интеллектуал, заявил, что тот «искренне верит, что избран Богом на определенную миссию» и характеризует его последователей как «мусульманских иезуитов», готовящих правящую элиту для страны.

Хакан Явуз, турецкий профессор университета Юты (США), выразился еще более однозначно: «Цель здесь только власть. И ее моделью является Оттоманская империя и идея того, что турки сформируют мусульманский мир».

Однако в то время как радикалы говорят о возрождении Халифата без государств и границ, а более умеренные, вроде «Братьев-мусульман» из Египта, используют светскую демократию для построения исламского государства, Гюлен, по сути, заявляет, что хочет только светской демократии, где население может по собственному желанию практиковать религию. Последнее - требование, к которому светские турки относятся с большой настороженностью.

И все же его школы активно поддерживаются турецкими бизнесменами. Ихсан Калькаван, транспортный магнат, построивший отели в Нигерии, помог там с финансированием школ Гюлена, которые привлекли детей нигерийской элиты.

«Когда мы привнесем наш образовательный опыт в другие страны, мы представим им себя. Мы скажем, «вот видите, мы - не террористы». Когда люди нас узнают, все изменится», - говорит Калькаван.

По его оценкам, в Турции последователями Гюлена являются от 3 до 5 млн. человек.

Лицеи, которые также работают и в христианских странах, таких как Россия, предназначены не только для мусульман. Одна из них прямо называет своей целью развитие межрелигиозного взаимопонимания.

Гюлен встречался с предыдущим Папой Римским, также как и с иудейскими и православными лидерами, а учителя в лицеях говорят, что они подчеркивают мультикультурность и общие для всех ценности. «Мы все люди, - говорит Качмаз. - В Исламе каждый человек очень важен».

Пакистанское общество очень быстро меняется. Все больше жителей страны осознают важность образования, в частности, потому что им есть, что терять.

Абрар Аван, чей сын учится в турецкой школе в Кветте, говорит, что устал от противоречий исламских политических партий, в которых он состоял в молодости. Сейчас, будучи государственным служащим со стабильной работой, он видит реальную жизнь более сложной, чем описывает ее черно-белая идеология.

«Америка или Запад всегда стояли за каждой проблемой, каждой бедой, - сказал он на родительском собрании в апреле. - Сейчас, в настоящей жизни, я понимаю, что главные проблемы – в нас самих».

Шебнем Арсу (Карачи - Кветта – Стамбул)

0

8

http://turkey-video-blog.blogspot.com/2 … st_16.html
Частная школа в Измире

0

9

Яна Темиз
Ученье в Турции - свет... и тени.

Сегодня, как я когда-то обещала, про турецкие школы.
А попутно, как водится, и про себя, и про всякое-разное - вокруг образования.
Про турецкое образование я уже писала - и вы можете спросить: как же можно было делать выбор в его пользу?
Уж московские-то школы по-любому... ну, во-первых, не все. Сами знаете, московскую школу тоже надо придирчиво выбирать, а в школе той еще и озаботиться выбором учителя, и много чего знала я раньше про московские школы, поскольку сама много лет занималась тем, что исправляла их ошибки - репетитором работала.
Об этом как-нибудь расскажу отдельно, но нашу систему образования я знала не понаслышке.
Российская система была тогда отнюдь не плоха, и старшая моя дочь получила образование в Москве и Московской области (что оказалось ничуть не хуже, а даже получше), но... теперь передо мной стояла совершенно иная проблема.
Не выбор школы - а выбор страны проживания и обучения.
И определяющим для меня в вопросе "Где жить?" были не только уже перечисленные 10 плюсов и минусов, но и проблема образования для детей.
Тут главным, разумеется, был язык.
Решив, что я буду растить билингвальных детей, я на следующем этапе принялась вникать: а что даст турецкая школа моим детям? Ведь не языком единым... даже если их два-три, правильно?
И я стала приглядываться, а ехидна принюхиваться.
Двое племянников мужа учились тогда в частной школе в Измире, один - в государственном лицее в городке (50 тыс. населения) около Измира, племянница из того же городка как раз начала учиться в университете. В лучшем техническом университете Турции в Анкаре. Словом, мне было на что посмотреть.
В последние годы система образования немного изменилась: сейчас это восемь лет начальной школы (раньше было пять, и три оставшиеся года многие по привычке называют "средняя" школа), а потом четыре года лицея. В школу - в первый класс, не в нулевку (нечто среднее между школой и детским садом, в нее можно и не ходить) дети идут в шесть лет.
Не в полные шесть лет, а в тот год, когда ребенку должно исполниться шесть лет, то есть в классе могут оказаться дети, родившиеся и первого января, и тридцать первого декабря одного года... да, между ними год разницы, да это нелогично, но министру образования, видимо, так легче считать. Он сам так учился, отец его так учился, дед его и вообще никак не учился - не морочьте голову, мамаши, закон подписан, и некогда мне тут с вами и вашей ехидной логикой.
Отдать ребенка можно в частную или в государственную школу.
Никаких правил насчет места жительства - не надейтесь, это здесь никого не интересует.
Город у нас, например, огромный, но даже если в школу идти десять минут, ребенок поедет туда на школьном автобусе, называемом здесь "сервис". Это не дорого и не сложно, система сервисов давно сложилась, это не привилегия частных школ... как же это удобно, скажу я вам!
В хорошем современном автобусе или минибусе, кроме шофера, есть еще тетенька, именуемая "сервисной мамой": она следит за порядком, помогает детям донести портфели до класса, если это необходимо, забирает самых маленьких прямо у подъезда, а после уроков встречает их у двери класса... наш сервис до сих пор, хотя дети уже большие, будет гудеть под моим окном, пока я не высунусь и не дам отмашку: я дома, детей получила, езжайте себе.
То есть за ребенка при этой системе можно быть спокойной. Сервис, повторяю, по карману всем - конкуренция у них.
Ладно, это все хорошо - но в какую таки школу поедем-то?
При ближайшем рассмотрении выяснилась вполне предсказуемая вещь: есть плохие и хорошие частные школы.
И есть плохие и считающиеся хорошими государственные школы.
Плохие частные школы - это школы, недавно (лет пять-шесть назад) организованные, и дорогие частные школы. В дорогих частных школах одно время работали та самая племянница после своего прекрасного университета, моя золовка и две приятельницы, которые по наивности и купившись на скидки для учителей отдали туда и собственных детей.
Все они сбегали оттуда через год - по окончании первого же контракта.
Знаете, избалованных детей в Турции завались - но в дорогие частные школы их завалилось явно больше.
Они невыносимы - и учителя вынуждены потакать им, учить их, чтоб не измучилось дитя, а дитю тому мучительно вообще видеть буквы и цифры... словом, мне туда не надо. Не говоря уж о том, что потянуть оплату обучения мы бы, пожалуй, смогли, но жизнь ребенка в компании богатеньких мажоров-буратин требовала бы постоянных расходов, и вечно тянуться за кем-то или гордо стоять в стороне - сложновато это для ребенка, да?
В свое время с чем-то подобным я столкнулась, отдав старшую в лингвистическую гимназию в центре Москвы. Для меня это было совершенно естественно: английская спецшкола, как у меня, но... мамочки приходили за детьми в таких шубах, подъезжали на таких машинах... "у одной девочки двадцать кукол Барби!" - как-то сказала дочь. Я тут же принялась обшивать нашу единственную Барби так, что девчонки не могли узнать ее в разных нарядах, и тем самым доказала дочери, что дело не в количестве денег, а в мозгах и умелых лапках... но повторять тот подвиг разведчика в Турции у меня не было охоты - да и не научат ведь ничему!
Хорошие частные школы есть.
Они намного дешевле - и "новые турецкие" не рвутся туда со своими кошельками и митрофанушками. Та школа, которую в итоге выбрали мы, существует под эгидой государственного фонда образования, и учат в ней на совесть. И дисциплина нормальная, и все остальное. Там учились два племянника мужа - так что перед глазами был результат.
Но - четыре первые года наша Аска отучилась-таки в государственной школе.
Так получилось.
Первое, из-за чего я была резко против государственных школ, это то, что они работают в две смены.
Первые детишки садятся за парты в семь пятнадцать - я как раз пью свой утренний кофий, дети мои спят и видят сны, а в соседней школе уже звучит Бетховен. Если учитывать дорогу до школы, то многим детям приходится вставать в шесть утра - и чему их можно, по-вашему, научить, таких сонных? Зато в начале первого они свободны, как птицы, и могут ни черта не делать. Они досыпают, потом смотрят телевизор, а потом часами гоняют мяч по прекрасным, зеленым и безопасным турецким дворам. Сейчас модно сразу после школы посылать их на курсы, где они под присмотром учителей хоть уроки сделают: не работающие турецкие женщины не справляются со школьной программой и организацией учебного процесса дома.
Вторая смена спит, сколько хочет: их Бетховен прозвучит около часа дня. Учиться им до шести, плюс дорога, зимой темнеет рано... какие уроки? завтра встану пораньше... свежо предание, ага.
И тут недалеко от дома, в зеленом месте около моря, вдруг обнаружилась абсолютно государственная, небольшая, похожая на виллу школа, работающая в одну смену. Уроки с девяти до трех - замечательно.
А занесло нас в ту школу по совету одного приятеля мужа.
Он (нормальный, образованный турок - их есть тут у нас!) работал в конторе вроде РОНО и сказал нам:
"Ребята, вам шашечки - или ехать?"
То есть вам красивую престижную школу с парком вокруг или таки учиться? охота вам платить деньги за то, что можно получить совершенно бесплатно? на первом этапе же главное - учитель, а не сама школа... а большинство государственных школ - это бетонная коробка посреди заасфальтированного двора без спортзала и прочей роскоши вроде чистых туалетов... но учитель... да, надо посмотреть.
"Эта тетка, - сказал нам приятель, - как раз набирает первый класс, запишитесь туда - не пожалеете."
И мы не пожалели.
Первая учительница у моей Аски была что надо.
Однако через четыре года она ушла на пенсию - работала бы и дальше, но заболел муж - а вдобавок прибавились такие уроки английского, что лучше бы их не было вовсе. И в пятый класс Аска пошла в частную, но хорошую школу.
Туда нельзя было попасть за деньги.
В классе там не больше двадцати пяти учеников (в государственных их бывает по сорок-пятьдесят, представляете?), мест ежегодно освобождалось не так много - единицы, если кто-то переезжал или был выгнан за неуспеваемость (прекрасный признак для частной школы!), и дочь сдавала туда экзамен по английскому.
Все остальные предметы ей зачли, так как в табеле были одни пятерки, а вот английский пришлось сдавать: разница-то огромная. Я занималась с ней все лето - и мы попали в ту школу.
Младшую мы отдали туда сразу - особенной учительницы нам никто не рекомендовал, а в эту на место учителя такой конкурс, что плохих не держат.
После восьмого класса все ученики всех турецких школ сдают единый экзамен - Е, извините за выражение, ГЭ.
Сейчас систему очередной раз изменили, и экзамен будут сдавать не один после восьмого, а еще и после шестого и седьмого, а в лицей зачислять по результатам всех трех.
Да, смысл этого ЕГЭ - поступить в лицей.
Голубая мечта всех родителей даже в частных школах - чтобы их дите поступило в "хороший" бесплатный лицей.
А  что есть, по их понятиям, "хороший" государственный (читай "бесплатный" лицей)?
"Хорошая" государственная школа - это та и только та, которая натаскает вашего ребенка к поступлению в "хороший" лицей... а там-то что?

0

10

Ученье в Турции - свет... и тени - 2.

Итак, продолжу про турецкое образование.
В комментах мне задали много вопросов, сейчас попробую ответить на некоторые из них.
Я начала свой рассказ со школы, а не с детского сада, потому что в детский сад мои дети не ходили.
Вернее, только Ася - месяца три-четыре. На полдня.
Я пошла на это ради того, чтобы ребенок (ей было пять с половиной), знающий по-турецки гораздо меньше, чем по-русски и по-английски, хоть чему-нибудь научился. Попривык к языковой среде.
Я, наивная, думала, что осенью отдам ее в нулевку, там она совсем освоится с языком - а потом уж можно и в первый раз в первый класс.
Ага, как бы не так!
Тут-то на меня, ничего не подозревающую, выскочила та турецкая система, по которой ребенок, родившийся в 1994 году, должен пойти в сентябре именно в первый класс, а ни в какую не в нулевку.
Я пыталась взывать к логике: девочка плохо владеет языком, у нее двойное гражданство, она не такая, как все... но что нам с вами логика, то системе как слону дробинка.
"А вот если бы, - я попробовала зайти по-другому, - если бы мы приехали из России через год? Куда бы вы по закону дели моего не учившегося в Турции ребенка? Сразу во второй, что ли?"
А надо вам сказать... это будет небольшое, почти лирическое отступление... надо вам сказать, что у большинства турецкоподданных плоховато с воображением и сослагательным наклонением.
Что им всякие "если бы да кабы" - что есть, то и есть.
Сравнения и метафоры тоже... не канают. Пример.
Перевожу я как-то по дружбе разговор двух глухих московского хореографа и его начальника. Хореограф хочет доказать начальнику, что если солисты начинали разучивать какие-то партии с одним педагогом, то с ним и должны продолжать, ибо коней на переправе не меняют. Про коней он ничего не сказал, но зашел все равно издалека.
"Спроси его, Яночка, вот если бы он заболел, он бы лечился постоянно у одного врача или нет?"
"Послушай, объясни мне сначала, что ты хочешь-то? И без этих давай... без подходцев - лучше будет", - честно предупреждаю я.
"Нет, иначе он не проникнется... ты переводи себе!"
"Нет, ты скажи, куда ты клонишь?" - "Туда, что те же педагоги должны с солистами работать, которые начинали... но ты скажи и про врача!"
Хореограф здесь уж три года, слова "доктор" и "больной" в речи моей понять сможет, что ж поделаешь?
"Сэр, - говорю я на чисто-конкретно турецком языке, - Андрей считает, что вы не должны заменять педагогов сейчас, в разгар репетиций... подобно тому как не стали бы менять врача, если бы заболели".
Уловив знакомые слова, хореограф удовлетворенно закивал.
Начальник помолчал, обдумал мою фразу и озадаченно спросил: "Что с Андреем? Ему нужен врач?"
"Тебе нужен врач, а не переводчик, ты понял?! Предупреждала же: не говори красиво!" - словом, тот инцидент мы разрулили, уже не прибегая к метафорам, а вот со школой этого проделать не удалось.
Как это "если бы вы приехали через год"? Вот же вы - здесь.
Зачем "представлять себе ситуацию, если бы"? Вы же приехали.
И так сто пятнадцать раз.
И мы оказались не в нулевке, а в... ну да, это слово тоже бы подошло, но скажем уж культурно: в первом классе.
Поэтому о нулевке я знаю только со слов турецких мамаш: "Ах, отдала в нулевой класс, ах, как я довольна!"
И со слов дочерей.
Обе они утверждали, что дети, ходившие в детсад и в нулевку, на уроках ведут себя хуже, чем домашние, не могут учиться, не соблюдают правила... потому что "они же привыкли, что они ходят туда, где играют, едят и спят, они вообще без понятия, зачем они пришли в школу!"
Как говорится, устами младенца и ноу коммент.
А каковы понятия родителей, зачем их дети пришли в школу?
Вообще, что здесь считается "хорошей" школой и образованием?
Мне показалось, что мои понятия весьма далеки от их понятий.
"Хорошая" школа - это та, которая натаскает ребенка для поступления в "хороший" (и бесплатный) лицей.
"Хороший" лицей - этот тот, который натаскает ребенка к поступлению в "хороший" (и бесплатный) университет.
"Хороший" университет - это тот, который выдаст уже не ребенку такой диплом, который поможет ему найти "хорошую" (и небесплатную, а очень платную) работу.
Все.
Это что касается государственных школ.
У родителей, отдающих детей в частные, особенно в дорогие, требований побольше. К вышеперечисленному прибавляется требование учить ребенка всему, но чтоб не измучилось дитя, чтоб ребенок, придя из этой школы, не требовал от родителей ни внимания, ни проверки его уроков... словом, мы вам заплатили, а дальше уж вы сами.
Самое удивительное и нелогичное, что при такой нацеленности на сдачу ЕГЭ и ни на что больше, все поголовно верят, что без дополнительных курсов на следующую ступень ребенку не попасть.
Не верьте.
На курсах подрабатывают те же учителя - или другие учителя, которым не хватило места в государственной системе, и все они хотят кушать.
И пользоваться тем уважением, которым окружен в Турции работающий учитель.
И все это - за ваши деньги.
Что же делать? -спросите вы.
А стоит ли вообще... или учиться дома и ну их к черту? - спросите вы.
Скажу сразу: я не сторонница домашнего образования.
Ни в какой стране. Я считаю (вы можете со мной не согласиться), что вор должен сидеть в тюрьме ребенок должен ходить в школу. В детский сад по возможности нет, а в школу обязательно.
Но я выбирала "хорошую" школу, исходя из совершенно другой установки.
Я забила на великую турецкую мечту - набрать пятьсот баллов на ЕГЭ. Если вдуматься - не в них же дело. Может, моя дочь захочет поступить в университет в Москве - на правах иностранного студента, может, захочет выбрать такой вуз в Турции, куда нужно не так много баллов? Может, закончит школу и лицей, год походит уже на эти их пресловутые "натаскивающие" курсы - и поступит куда угодно... ведь у нее будет образование как таковое...
Словом, за это "как таковое" я и стала бороться.
Выбрала школу с приемлемым режимом - никаких вечерен и заутрень, выбрала хорошего учителя, записала Аску на курсы рисования и балет и принялась учить своего ребенка учиться: организовывать время так, чтобы его хватало на уроки, рисование, балет, книжки, всякую жизненно необходимую фигню, вроде мультиков и прогулок, ничегонеделание и прочие важные дела, включая сон и почти исключая телевизор.
Кроме всего прочего, у нас была проблема турецкого языка.
"Будь готова, - говорила я Аске, - что ты останешься на второй год. За первый освоишь язык, это будет вместо нулевки, а потом пойдешь в первый класс еще раз... так что ты не смотри даже на свои оценки, черт бы с ними! Главное, старайся понять..."
"...уф, мам, я старалась понять, но сегодня училка такую ерунду говорила! Я прям чуть не сдохла... почему так нельзя? ты же говоришь! так вот, я чуть не сдохла, чтоб понять, о чем хоть речь! Оказалось - ужас и фигня полная!" - "Да что такое-то? Может, ты не поняла чего?" - "В том-то и дело, что я все поняла! Вчера вот половину, а сегодня все! Она объясняла нам, как идиотам и придуркам (словечки выучены из русско-дублированного мультика "101 далматинец" - мамам на заметку! бдите! там были еще "недоумок" и "недоносок" -Я.Т.), как придуркам, да! что Земля круглая! Она показывала тарелку и говорила, что Земля не такая, она показала яблоко и сказала, что она вот такая... а я потом назвала планеты Солнечной системы, потому что я их из "Сэйлормун" давно выучила..."
В конце первого семестра Аска получила табель со всеми пятерками. Мой замысел остаться на второй год и жить припеваючи умирал на глазах.
Я побежала в школу.
"Что это?! - спросила я училку и завуча. - Почему у моей дочери все пятерки? Думаете, если вам ее жалко, потому что она не понимает, так надо пятерки ставить? Или вы их тут всем подряд раздаете? Я хочу знать, что бы вы ей поставили на самом деле!"
Тетки смотрели в недоумении.
"Во ехидна, а? - наконец восхищенно выдохнула одна. - Все мамаши возмущаются, если их ребенку четыре или три поставишь, а эта... нет, не возьмут нас в Европу... и в СССР бы не взяли - вон они там какие!"
"Вы только не волнуйтесь, - подхватила вторая, - но это все и есть ее настоящие оценки. Ася у нас одна из лучших... вот, посмотрите, есть табели с четверками, с тройками даже... если бы в классе было десять таких Ась, я была бы счастлива!"
Гм. Лично мне и одной Аси многовато, но... так оно все и пошло.
Вы можете сказать: вам хорошо говорить, вы не работаете, можете с ребенком заниматься.
А я вам отвечу, что я не родилась домохозяйкой и не мечтала о подобной карьере.
Пришлось выбирать.
Вам хорошо, скажете вы: вы имели возможность выбирать.
А я вам отвечу, что на курсы, преподавателей и нянь я потратила бы куда больше финансов, чем заработала бы. Или столько же - а за результат нельзя было бы поручиться. Так что выгода налицо, экономическая в том числе.
Первая учительница ежедневно задавала детям по десять простых задач.
Писала их от руки на листе А-4, ксерила и раздавала.
В пятницу лист был исписан с обеих сторон.
Мы их решали. Переводили со словарем условие (муж, как вы помните, работал в России) и решали.
Обычно задача в одно действие из серии 2+3=5 занимала у нас минут десять.
Простая и понятная мне задача могла и больше.
"Али 5 лет. Айше, его сестра, на 1 год старше, - радостно читала я. - Сколько лет Айше?"
"Я не зна-а-а-ю, - рыдала Аска, -  я же ни с кем из них незнакома!"
А еще мы учились читать.
Как в Турции тогда учили читать - это отдельная песня.
Сейчас ту систему отменили, но песню я вам таки спою - в следующий раз, хорошо?

Отредактировано Murriam (2009-12-20 00:07:09)

0

11

чет я не совсем поняла...как может средняя школа быть либо до 14 либо до 11 лет? если программа одна и та же... как ребенок может освоить за один год более, чем ему предложено?

0