В исторических источниках, к сожалению, мало что имеется о его жизни, а то малое, что удаётся обнаружить взаимоисключающе. Хотя дата рождения и приведена приблизительно, где и когда родился поэт с точностью установить так и не удаётся. Одни говорят, что он был представителем некоторых тюрских народов, пришедших с Востока и что родился в Анадолу в 1238 году, но, как и говорилось выше, принимать это за правду сложно. О времени и месте смерти тоже есть расхожие мнения, в которых утверждается, что умер он в Эскишехире. В западном Анадолу есть места, носящие его имя, считающиеся причастными к его жизни. По словам, его поэтический архив был собран и упорядочен спустя 70 лет, после его смерти. Стихи Юнуса Эмре были пропущены через литературный и стилистический анализ с целью отделения их от произведений других, возможно живших в то время, Юнусов Эмре и писавших стихи, также во избежание смешения его творчества с творчеством других поэтов, живших и творивших в его время.
После тщательно проведённых исследований, учёные-литераторы пришли к заключению, что 357 стихотворений принадлежат перу Юнуса Эмре. Споры и предположения продолжались длительное время, в результате чего, ещё 310 стихотворений, носящих его подпись, но считающиеся произведениями других, были взяты на исследования, но вывод был в пользу тех стихов, которые были собраны в его архиве, они наиболее точно характеризовали общность языковых особенностей, техники стихосложения и образ мысли автора, которые подкупали читателя глубоким лиризмом и впечатляющей силой воздействия.
Поэзия Юнуса Эмре, с точки зрения художественного совершенства, имеет четыре основных достоинства - язык, мысль, чувство и художественное совершенство.
Автор пропускает события через призму веры в светлое, излагая свои переживания и мысли, которые доводит до обобщения глобального, раскрывает человеческую личность изнутри, со всеми его особенностями, излагая всё это с совершенным поэтичесим мастерством.
В своём творчестве поэт обращается к темам Тенгри, единству бытия, любви, радости жизни, необъятности вселенной, смерти, совершенства, духовности, скромности, добродетели, щедрости и доброты, которые являются вечными во все времена, для всякого человека, независимо от его этнических, географических и личностных особенностей, что и делает его поэзию раскрывающей границы времени и пространства и обращающейся к человеку вообще.
Философская позиция автора стоит на том, что ''человек есть бытие любви''. Он состоит из двух уникальных составных: тела и души. Душа - божественна и бессмертна и пока находится в теле, испытывает жажду к своему первоначальному источнику, к свету и вселенной Тенгри.
Тело же смертно, оно вынуждено разделиться на те молекулы, которые и создали его и раствориться в материи.
Весь материальный мир, включая и человека, создан из вселенской почвы, воздуха, огня и воздуха.
Человек может достичь Тенгри только идя по дороге любви. Но пребывание человека в мире материи, отдаляет его душу от Тенгри, поэтому человек всю свою жизнь полон тоской и жаждой встречи с ним. Человек-Тенгри-Вселенная - одно целое, неразрывное, существующее есть только Тенгри, а всё остальное, со всеми разновидностями, есть его образы, потому что Тенгри, по потребности собственной сущности охватит всё существующее и самовыразится во всём сущем. Все частицы, создавшие вселенную идентичны с частицами, создавшими человеческое тело. И эта идентичность доказывает наличие божественной материи, который создает различные виды и формы из одной и той же материи. Наличие божественной сущности во всей материи, есть не что иное, как отражение наличия во всём сущности Тенгри, бытие стало наличествовать, только после вживления в него Тенгри. Любовь есть свойство, которое объединяет бытие, сливает всё в одно целое.
Юнус Эмре характеризует любовь, как близость Тенгри и ко всему созданному им. Суть любви - стремление сойтись с бессмертным Тенгри и с ним причаститься к целому. Так как Тенгри и человек идентичны, любящий себя полюбит и Тенгри, а любящий Тенгри полюбит себя, потому что любовь - это умение чувствовать другого в себе и себя- в другом. На месте отсутсвия любви на сцену выходят гнев, обида, нравственное разложение, отчуждение и др. отрицательные качества.
Значение и цену люббви знает только тот, кто любит. Любовь - это своего рода познание, своего рода совершенство. В душе, лишённой божественной просветлённости и бедной божественной энергией, нет места любви.
Все единицы бытия связаны между собой любовью и их стремление в божественную вселенную, тоже по причине любви к первоисточнику.
Поскольку любовь не является средством достижения каких-либо целей, любящий не может ждать ответа. Друг это тот, кто любит по-настоящему. Друг, в другом смысле, может назваться Тенгри.
Жизнь, в понимании Эмре, чувство радости от нахождения во вселенной, где наличествует божественная сущность, потому что во всех обликах бытия, присуствует Тенгри, поэтому живущий с любовью, всегда находится рядом с Тенгри. Жизнь не для того, чтобы исповедовать какие-то взгляды и пытаться приобретать преходящие ценности, такое существование удалило бы человека от божественной сущности, лишило бы знаний и совершенства.
На языке Юнуса Эмре, просветлённая личность, называется ''эрен''. ''Эрен'', человек умеющий жить в мире, считающий всех людей братьями, любящий даже тех, которые не любят его.
Его душа полна любовью и дружескими чувствами. Оттого, что он понимает, как видимое воплощение Тенгри, 'эрен'' дожен уважать и предонятьься перед вселенной. В понимании Юнуса Эмре, человек-маленькая вселенная, а большая вселенная-есть бесконечность бытия, окруженная божественной сущностью.
В человеке, достигшем уровня ''Эрен'' появляется добродетель, скромность, достоинство и творческое начало и эта гамма достоинств находится в абсолютной гармонии.
Смерть свершается тогда, когда душа покинет тело и вернётся к божественному источнику. Поэтому смерть является границей между телом и душой. На самом деле смерти нет, есть возврат души к бессмертию, к великому первоисточнику, потому что во всём сущем присутствует бессмертный Тенгри. Смерть, как исчезновение не может иметь место.
Есть и другое поняти смерти - быть обделённым любовью, знанием, достоинством и творческими возможностями.
В поэзии Юнуса Эмре присутствуют все противоречия новоплатоновской философской концепции. Он не пересматривает их, а продолжает развивать мысль в заданном направлении. Поэтому его поэзия считается пересказом новоплатоновского учения по-тюркски.
Литературная ценность поэзии Юнуса Эмре состоит в том, что он проложил начало поэзии на тюркском языке в Анадолу и передал сложные философские идеи, простым, понятным языком. Хотя стихотворный размер ''аруз'' не вполне соотвествует мелодике тюркского языка, но стих, словно льющийся, манящий в перспективу и мягкий, проникновенный языковой строй, делает стих понятным, читаемым и воспринимаемым. Самые сложные и труднопонимаемые философские толкования, он передаёт на понятном тюркском речевом обороте и всегда в его стихах имеется единство чувства и мысли, которые придают его поэзии философскую глубину и притягательность.
Иногда, вплотную подходящий к простому народному языку, автор не теряет подлинность чувств и глубины мысли, в стихе умеет сохранить гармонию предложенной мысли и способа его доведения до читателя. Для него имеет значение сказать слово, которое может проникать и заинтересовать. Поэтому, слово у него, не просто слово, а носитель важных понятий, как бытие, как мысль, как вечность и единство всего сущего, которое должно воздействовать и пробудить к мысли.
Он считает, что человек, научившись говорить, стал говорящим Тенгри.
Поэзия Юнуса Эмре является образцовой не только с точки зрения прекрасного, понятного тюркского языка, но и с точки зрения глубокой, философской мысли, которую автор сумел выразить абсолютно понятным широкому кругу народа языком, при этом оставаясь на высоте художественной совершенности.
Читая стихи Юнуса Эмре, читатель не может отделаться от присутствия некоей подспутной мысли, заключённой как бы между строками, которая интригует, пробуждает к абстрактному мышлению и пристальному взгляду в собственную душу.
Юнус Эмре занимает верхнюю ступень среди мастеров народной поэзии. Литературное наследие ценно и с точки зрения языка, и глубины мысли, и воздействием на мировоззрение многих философских течений, в числе которых было и общество ''Алеви-Бекташи''.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
''Диван'',посл. смерти 1943;''Рисалетю-н Нисхие'', (п.с.), 1965 (ёгют китапчыгы).