17 % населения Турции -Курды. Достаточно компактно проживают на юго-востоке страны; курдскими городами можно назвать Батман, Диярбакир, Сирт, Битлис, Хаккари. Кроме того курды проживают вокруг озера Ван.
Вот такую информацию нашла о культуре и обычиях. Не знаю, что из этого осталось в прошлом, а что по сей день..но интересно
Курды имеют свои обряды, которые в чем-то совпадают, а в чем-то отличны от обрядов других народов Ближнего Востока.
Еще в 60-е годы прошлого столетия Мела Махмуд Баязиди, посвятивший специальное исследование нравам и обычаям своего народа, писал об обычае обручать младенцев в день их рождения - бешик-кертме. Когда обрученные вырастают, им справляют свадьбу
У курдов не считается предосудительным похищение девушки, если оно совершается с согласия последней. Когда юноша похищает девушку против воли родителей, он везет ее в дом аги или шейха. Родственники девушки пускаются в погоню и если настигают беглецов, могут их убить, но, если не догонят, тут уж ага или шейх выступают посредниками. Они вручают родителям девушки полагающуюся сумму выкупа за невесту, и происходит примирение.
Что же касается курдской женщины, то она имеет права выбирать себе мужа и чаще всего ее выбор и выбор ее родителей совпадает, однако в случае противного она не может противиться, если отец или брат захотят выдать ее замуж насильно. У курдов считается страшным позором, если девушка скажет избраннику отца или брата "нет".
Развод с женой у курдов также считается постыдным, позорным делом. Это случается редко. За время моей жизни я не могу припомнить ни одного такого случая.
Вообще на курдских свадьбах много поют. Эти песни называются бриге. Исполняют их народные певцы-сказители (денг-бежи).
Курдская свадьба длится от трех до семи дней, в зависимости от возможностей хозяина. Если родственники жениха и невесты разделены большим растоянием, то празднуются две свадьбы - со стороны жениха и со стороны невесты, но если они проживают рядом то они объединяются в одну свадьбу. Свадьба стоит больших денег (чем больше родственников будет приглашено - тем больше их надо), и поэтому деньги на свадьбу сына копятся в течении долгого времени. И чтобы окупить эти расходы во время свадьбы каждый гость одаривает молодых деньгами или овцами. Обычно собранного достаточно, чтобы с лихвой покрыть свадебные расходы. Свадьбу устраивают весной. Один из углов шатра или дома отделяют занавеской, за которой жених и невеста проводят брачную ночь (гердек) .
На свадьбах и других празднествах угощение состоит из риса и мяса. (Для этого для свадьбы специально режется несколько баранов либо телят.) Советские курды празднества устраивают в военных палатках, садятся там они на деревянных скамейках и едят за деревянными столами. На одну из стенок палатки, за спинами новобрачных вешают самый красивый ковер. При этом следует отметить, что курды сохраняют патриархальный обычай: и мужчины и женщины празднуют свадьбу порознь в различных палатках. Мужчинам прислуживают юноши.
В Курдистане до сих пор существует обычай кровной мести (иногда кровная вражда возникает из-за нехватки воды, пастбищ и т.д. между целыми деревнями возникала кровная вражда, приводившая к серьезным последствиям (сжигали урожай друг друга, угоняли скот и т.п.)) В прежние времена эмир и ага не вмешивались в дела кровной мести и она длилась до тех пор, пока кровник не находил удобного случая для мести за убитого. Теперь между враждующими все чаще выступают посредники, и вражда прекращается с помощью платы. В том случае, когда убийство происходит внутри общины, ответственность за это несет вся община. Бывает и так, что в качестве платы в жены врагу отдают женщину или девушку, и стороны примиряются.
У курдов-езидов на этот счет свои обычаи. Вожди езидских племен во время кровной вражды в знак примирения могут обменяться так называемыми боратами, после чего между враждующими племенами происходит примирение. Но если один из вождей вернет барат, вражда возобновляется.
Из других обычаев курдов отметим обычай бахта (защиты). Курду, поклявшемуся своим бахтом, безусловно верят (в переводе на русский "бахт" - счастье. Т.е. курд клянется своим счастьем). Прибегнувшего к чьему-либо бахту любыми средствами стараются спасти от смерти.
Курдский похоронный обряд также имеет свои специфические черты. Покойного курда обмывают и завертывают в саван из хлопчатобумажной ткани, затем кладут на ложе лицом к юго-западу (лицом к Мекке). Рот, нос и уши покойного затыкают ватой. Если умершего не хоронят в день смерти, то на грудь его кладут камень и зеркальце, обращенное к лицу. При выносе тела из дома женщины начинают плакать, дико кричать, разрывая на себе одежды, посыпая головы землей и пеплом.
Члены семьи умершего носят траур в течение шести месяцев или целый год. Когда срок траура кончается, ага, соседи или кто-нибудь из родственников умершего приносят для каждого из домочадцев что-нибудь из одежды или деньги (по своим средствам) и снимают с них черную одежду - траур прекращается.
Еще интересный курдский обычай - это предоставление чужестранцу, независимо от его звания и положения, ночлега и стола за счет аги. Чем щедрее гостеприимство старосты, тем больше уважение к нему со стороны односельчан.
Именно поддержанию престижа аги, возможно, и обязан своим существованием так называемый гостевой дом, хотя часто это никакой не дом. Зимой, когда путешествующих мало, их размещают в доме аги, а летом в качестве гостевого дома служит какая-нибудь тенистая беседка: пол ее покрывают коврами, на них укладывают подушки. Именно здесь путник получит еду и приют на ночь.
Курдские женщины не закрывают лица. Многие девушки носят брюки, что бывает очень полезно при езде на лошадях. Курдские женщины носят украшения из серебряных и золотых монет.
Согласно езидскому вероучению, езидом стать нельзя, надо родиться. Поэтому у езидов запрещено обращаться к иноверующим со словами: "О мой брат", "О мой сын". Право стричь или брить езида имеет только езид; езиду запрещается прикосновение к еде, оставленной неезидом. Женщинам не позволено носить шелковые платья, а также одежду голубого или синего цвета.
В засушливые дни езидские женщины делают куклу, наряжают ее и с песней носят по деревням. Куклу именуют "матерью дождя" и молят ее послать дождь.
Против засухи же женщины в мужской одежде нападают на соседние села и уносят оттуда все, что можно. "Ограбленные" поступают так же и приносят обратно "украденное".
В отличие от своих мусульманских собратьев езиды пьют вино. По их поверью, вино - это кровь Христа, и они пьют его с большой осторожностью - чтобы не пролить. На восходе езид обязательно поворачивается лицом к солнцу и трижды кланяется ему. Новый год, в отличие от курдов-мусульман (которые празднуют его в марте), езиды отсчитывают от первой пятницы апреля. Этот день является традиционным весенним праздником, во время которого наряженные в пеструю одежду мужчины и женщины под аккомпанемент национальных инструментов долго танцуют в кругу и веселятся. Дома в этот день украшены красными бумажными цветами.
В доказательство истинности своих слов езиды произносят слова "барат" и "килка" или клянутся именем одного из своих святых (Мелек Тауза, шейха Наср эд-Дина, шейха Садж эд-Дина, шейха Шамс эд-Дина). Езиды считают своими святыми также Марию Богородицу, Иисуса Христа, Мухаммеда и Али. Но выше всех они ставят шейха Ади.
Среди курдов считается предосудительным разговор женщины и мужчины, не связанных близким кровным родством. Женщина (девушка) не может заговорить с мужчиной, если он не является ее сыном, братом, мужем или отцом.
Гостеприимство очень развито у курдов. Гость гость почитается особым образом и стоит гостю что-то похвалить в доме курда как тот с радостью предложит гостю это в подарок. Поэтому у курдов существует пословица: "Коня, саблю, жену - никому, а все остальное гостю".
Однако не каждый может стать гостем в доме курда. Гость человек исключительный. И исключителен он благодаря своим личным качествам либо уважению. Поэтому надо заслужить право стать гостем в доме курда. Для гостя режут самого жирного баранчика (козленка).
Отредактировано BlueBird (2009-12-06 22:54:20)