Нац. диаспоры выходцев из стран СНГ
(по материалам журнала "Полпред")
В момент образования Турецкой Республики численность ее населения была оценочно определена в 12,5 млн.чел. В 1927 г. проведена первая перепись, в соответствии с которой численность населения страны составила 13,6 млн.чел., в наст. вр. в Турции проживает 62 млн.чел.
Турция является многонац. страной, однако с 1970 г. переписи населения не публикуют данных о нац. составе. Публиковавшиеся ранее сведения о языковой принадлежности и вероисповедании граждан позволяли лишь приблизительно установить численность нац. меньшинств и этнических групп, т.к. турецкие власти игнорируют их наличие и регистрируют всех как турок.
В соответствии со ст.66 конституции турками считаются все, “кто связан узами гражданства с турецким государством”. Дети, родившиеся от отца-турка или матери-турчанки, считаются турками. Исключение делается только для греков, армян и евреев, которые официально признаны нац. меньшинствами в соответствии с решениями Лозаннской мирной конференции 1923 г.
Руководство Турции тщательно следит за сохранением единства турецкой нации, стараясь не давать офиц. повода для нац. розни и решительно пресекает любые попытки проявления нац. обособленности, от кого бы они не исходили. Отсутствуют какие-либо формальные ограничения на использование представителей различных национальностей в гос. аппарате, выборных и судебных органах, в ВС, так как все они числятся турками. Согласно конституции, “каждый турок имеет право поступать на гос. службу” (ст. 70); “каждый турок, которому исполнилось 30 лет, может быть избран депутатом” (ст. 76) и т.д.
Вместе с тем турецким руководством принимаются меры по ограничению развития самостоятельности этнических групп и нацменьшинств. Так, ст. 42 конституции гласит, что “никакой язык, кроме турецкого, не может изучаться и преподаваться в учебных заведениях в качестве родного языка”, ст. 26 – “при заявлении или публикации своих взглядов нельзя пользоваться каким-либо запрещенным законом языком” и др.
Однако, учитывая потребности представителей нацменьшинств в общении, сохранении своей культуры и обычаев, турецкое правительство разрешило некоторым создавать нац. общества, строго ограничив их деятельность и определив, в частности, что эти общества “не могут преследовать полит. цели, заниматься полит. деятельностью, получать поддержку от полит. партий и поддерживать их” (ст. 33).
Основными этническим группами населения Турции являются беженцы и переселенцы с территории Рос. империи и бывшего СССР.
Армяне. Общепринятое название: армяне. Название, используемое самой этнической группой: хаи. Численность: 70-80 тыс.чел. (православные), 7-10 тыс.чел. (католики) и 1 тыс.чел. протестантов.
Расселение: большинство армян проживают в вилайете Стамбул. Руководство общины располагается в р-не Кумкапы. В 1978 г. представительства общины были открыты в г.г. Кайсери, Диярбакыр и Искендерун. Несколько позже община в Кайсери распалась. Наибольшее количество деревень компактного проживания армян отмечается в р-нах населенных пунктов Самандагы (вилайет Хатай) – 7 и Мутки (Битлис) – 4. Несколько деревень имеется в р-не Аздавай (Кастамону). Все деревни в вилайетах Бингёль и Элязыг находятся на особом регистрационном учете. Наибольшее количество армян, говорящих на родном языке, проживают в Стамбуле (29479 чел.). Далее по убывающей: Касетамону (849), Болу (488), Хатай (376), Синоп (288), Сивас (217), Амасья (216). Малатья (148), Диярбакыр (132), Йозгат (188). Проживавшие в окрестностях Тунджели т.н. старые армянские общины стали алевитскими. Приняли мусульманство также армяне, проживающие в вилайетах Эрзурум, Карс и Сиирт. Вместе с тем, 600 православных армян в вилайете Сиирт в 1983 г. образовали деревню, где и в наст. вр. проживают компактно. В столице Турции Анкаре и ее окрестностях существует григорианская община, которая насчитывает свыше 1000 чел.
Язык: армянский, Религия: христианство, подразделяющееся на три церкви: армянская апостольская церковь (грегорианские христиане), римская католическая церковь; протестантская церковь.
Этногенез: считается, что родом, давшим начало армянам, являются Хаики, проживавшие свыше 2000 лет в р-не современного Кавказа и около 1000 лет на территории Анатолии. Борьба, которую длительное время вели хаикские племена против соседей, дала толчок росту нац. самосознания и возможность заложить основы объединенной армянской нации и автономной самостоятельности в рамках Османской империи. До формирования нац. идеи Турции (XIX в.) армяне рассматривались османским государством в качестве лояльной нации, которая верно ему служила, К тому времени в Ср. и Вост. Анатолии изжили себя старые формы ведения земледелия, а Стамбул, европеизируясь, стал превращаться в центр торговли. Армяне, в основном не встречая препятствий, начали интегрироваться в общий процесс торговли на западе Османской империи. Вместе с тем, турки, которые составляли здесь подавляющее большинство, рассматривали армян как иностранцев. Связь армян со своей диаспорой на западе Анатолии продолжалась. Враждебная позиция диаспоры (особенно в республиканский период) породила у турок сомнение в отношении армянской общины. Время от времени автономия армян урезалась. Начиная со второй половины нынешнего столетия армянская община в Турции все беды и трагедию геноцида стала рассматривать как событие прошедшей давности. В настоящее время община выступает за мир и согласие с мусульманским населением Турции.
Хемшинеры. Общепринятое название: хемшинеры. Название, используемое самой этнической группой: на востоке хомсетси, на западе – хемшинеры. Численность: около 45 тыс.чел., из которых 25 тыс. говорит на армянском языке, а порядка 15-20 тыс. – на турецком.
Расселение: первая группа компактного проживания, так называемая “западная”, обосновалась в р-нах Хемшин и Ортакёй вилайета Ризе, а также вдоль долин рек Фыртына, Пискале и Абивиче; вторая группа, “восточная”, проживает в основном в деревнях вилайета Артвин, а также в приграничных с Грузией р-нах Хопа и Кемаль-паша.
Язык: хемшинеры, проживающие в вост. части Анатолии, говорят на армянском и турецком языках. Зап. группа использует лишь турецкий язык. Несмотря на это, некоторые р-ны и деревни имеют армянские названия. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: среди хемшинеров вост. группы язык является определяющим. Однако, это не означает, что они признают армянские корни. Хемшинеры зап. группы, которые полностью ассимилировались, отрицают свое происхождение от армян. Вместе с тем, проживающие по соседству лазы до сих пор называют их арменами (т.е. армянами).
Хемшинеры, начиная с XV в., оказались под воздействием мусульманской религии. Большинство из них приняли мусульманство. Сохранившие христианство начали образовывать поселения в р-не современного Трабзона, а позднее, продвигаясь на запад, в окрестностях Самсуна и Адапазары. После I мировой войны хемшинеры, селившиеся в р-не Адапазары, возвратились в Армению.
Привлекают внимание некоторые особенности среди хемшинеров вост. и зап. групп. “Западникам” присуще четко выраженное самосознание, они сохраняют свои обычаи, нравы и традиции и за пределами компактного проживания. Отмечается празднование ими старых армянских праздников. Восточным хемшинерам более присуща замкнутость
Кубанские казаки. Общепринятое название; казаки. Численность: 667 чел.Расселение: в юго-зап. части оз. Маньяс в деревне Коджагёль вилайета Балыкесир. Язык: русский. Религия: православные христиане, староверы.
Этногенез: характерные признаки данной группы сохраняются благодаря религии, языку и эндогамному образу жизни. Кубанские казаки являются смешанной этнической группой, в которой присутствует тюркский элемент. В начале нынешнего века расселившиеся преимущественно в р-не оз. Маньяс казаки занимались рыболовством и скотоводством. В одежде, жилье, языке они сохранили традиции, существовавшие на родине. В соответствии с религиозными и этническими обычаями, вступающие в брак должны иметь родственные связи не менее, чем в пятом колене. По этой причине в 1962 г. около 1100 чел. возвратились в Россию.
Черкесы. Общепринятое название: черкесы, черкезы, абазары и убыхи. Название, используемое самой этнической группой: адыгеи и убыхи. Численность: 1,1 млн.чел. Расселение: черкесы обосновались в пяти основных р-нах компактного проживания: вилайеты Сакарья (71 деревня), Болу (69), Коджаели (14), Стамбул (6); Бурса (32), Биледжик (14), Балыкесир (82) и Чанаккале (15); Анкара (6), Ескишехир (39), Кютахья (4), Конья (21); Маниса (4), Измир (6), Айдын (10), Денизли (2), Афион (4), Анталья (2); Синоп (25), Самсун (120), Чорум (34). Амасья (16), Токат (66), Йозгат (22), Сивас (34), Кайсери (66), Кахраманмараш (24),Адана (17), Хатай (3).
Черкесы, как и некоторые другие этнические меньшинства (например, лазы и грузины), в последние 20 лет стали из деревень переезжать в небольшие, а затем и в крупные зап. города Турции, Среди турецких граждан в Германии на работах находится большая часть черкесов.
Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка. Язык: а) черкесский (адыгейский), который представляет собой сильно синтезированный язык, входящий вместе с абхазским и убыхским языками в сев.-зап. группу кавказских языков. Начиная с 1935-38 гг. в письменности используется кирилица. Однако она не нашла широкого распространения; б) “абхазский”, который представляет собой смесь убыхского и абхазского языков. В письменности используется грузинский алфавит.
Во многих черкесских деревнях и практически стопроцентно в городах черкесы говорят только на турецком. Для данной этнической группы характерны эндогамный образ жизни на родовом уровне и оставшаяся в наследство память об общей судьбе депортированного народа. Адыгейцы, абхазцы и убыхи являются четко определенными в Турции группами. Все они считаются черкесами и во времена Османской империи были размещены в местах общего компактного проживания. Черкесы в Турции подразделяются на зап. и вост. адыгеев. К первой группе относятся абадзахи, шапшиги, наткуаги, мохосы, темиргои, натюкаи, бзедухи и бесленеи; ко второй – кабартаи.
С 1964 г. абадзахи вместе с шапшигами и наткуагами составляли до 90% от всех зап. адыгейцев”. У бесленеев, которые образуют большинство в вост. группе зап. адыгейцев, имеются сходства в языке с кабартаями, которые относятся к вост. адыгеям. Зап. адыгеи внутри себя разделились на племенные группы. Существовавшее издавна многоукладное общинное устройство практически изжито среди зап. адыгейцев, вместе о тем, очень распространено среди кабартаев и в значительно меньшей степени среди бзедухов. В “демократической” же “Зап. Адыгее”, где преобладают независимые деревни абадзахов и шапшигов, многоукладное общинное устройство изжило себя. Существуют места, где сохранился патриархальный общинный строй, практикующий многожество. Однако запрет на браки между родственниками до седьмого колена включительно значительно ограничивает эндогамный образ жизни.
Обычаи и религия черкесов не запрещали смешанные браки, в силу чего они практически растворились среди турок. Язык, как основа этнической группы, особенно в городах, прекратил свое существование. Произошла полная ассимиляция.
Киргизы. Общепринятое название: киргизы. Название, используемое самой этнической группой: киргизы. Численность: 200-310 семей (1100-1200 чел.).
Расселение: д. Акынкёй и д.Шерефликочхисар вилайета Анкара – 12 домов; в ильче Джиханбейли вилайета Конья – 4 дома; 197 семей расселены в д.Карагюндюз вилайета Ван, 298 семей в Эрджиш; 1300 чел. – в населенных пунктах вилайета Малатья и Адана. Язык: киргизский. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка, некоторые придерживаются языческих традиций.
Этногенез: киргизскую этническую группу характеризуют ряд общих моментов – приверженность родоплеменному устройству жизни, соблюдение языковых и религиозных обычаев. Последнее особенно относится к беженцам 1982 г., которые по спецсоглашению прибыли из Пакистана в Турцию. Кроме того, этих памирских киргизов связывает родоплеменная зависимость, разделившая их на семьи Тейита, Кесека, Найманов и Кыпчака. Главенствующее положение в роду занимает семья Тейита. Брак разрешался только между членами этих семей. В настоящее время данная традиция себя изжила, однако брак осуществляется преимущественно с беженцами уйгурами, казахами, узбеками и туркменами. Особенно сильны у киргизов религиозные чувства, которые они сохранили, несмотря на все лишения, связанные с переселением.
Историческая справка: беженцы-киргизы появились на территории современной Турции в начале XIX в. Их перемещение связывается с давлением и гнетом Российской и Китайской империй, а впоследствии – т.н. “советской партноменклатуры”. В период после II мировой войны первая волна беженцев в Турцию была в 1953 г., вторая началась после установления “коммунистического режима” в Афганистане в 1978 г. и окончилась в 1982г.
Казахи. Общепринятое название: казахи. Название, используемое самой этническое группой: казахи. Численность: около 5 тыс.чел. Расселение: около 60% всех казахов (420 домов) проживают в Стамбуле (р-ны Кючюкчекмедже, Зейтинбурну, Гюнешситеси-Казахкент – 160 домов), Конье, Анкаре (р-н Актепе – 15 домов), Нигде и Измире. Прибывшие после 1982 г. из Афганистана казахи (60 семей) обосновались в Кайсери.
Язык: казахский, переселенцы из Афганистана говорят на казахско-узбекском языке. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка; некоторые придерживаются языческих традиций.
Этногенез: казахскую этническую группу характеризует ряд общих моментов: приверженность родоплеменному устройству жизни, соблюдение языковых и религиозных обычаев, а также единая историческая судьба беженцев с т.н. Вост. Туркестана (Синцзянь-Уйгурский авт. р-н Китая). Переселенцы из Вост. Туркестана представляли собой представителей трех основных родов: Кирейев, Найманов и Уваков. Главы родов поощряли браки с представителями других этнических групп, проживающих в Турции. Беженцы из Афганистана, также соблюдая родо-племенные отношения, предпочитали брак с выходцами из Центр. Азии. С целью сохранения культурных особенностей пытаются издавать книги на родном языке, формировать фольклорные группы на родовом уровне.
Историческая справка: первая группа казахов прибыла в Турцию из Афганистана в 1952 г. и представляла собой беженцев из СССР. Первоначально их разместили в лагере для беженцев в р-не Урфа, затем расселили по различным р-нам Турции. Вторая группа казахских беженцев из Индии прибыла в Турцию в 1953-58 гг. и была к 1969 г. расселена в вилайетах Нигде, Кайсери, Конья и Маниса. Третья группа беженцев из Афганистана прибыла в Турцию в 1982 г.
Узбеки. Общепринятое название: узбеки. Название, используемое самой этнической группой: узбеки. Численность: 330 домов (около 4 тыс.чел.). Расселение: Стамбул – 280, Анкара – 5, Адана – 45-50 домов; беженцы 1982 г. расселены в вилайетах Хатай – 172 семьи, Газиантеп – 5 семей, вилайете Урфа – 180 чел. Язык: узбекский, диалект зап. р-нов Ташкента с большой примесью персидской лексики. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: первая группа переселенцев (100 семей) – выходцы из СССР и прибывшие в Турцию из Германии подверглись значит. ассимиляции. В наст. вр. они не несут каких-либо черт этнической группы. Вторая группа переселенцев (прибыла в Турцию в 1952 г. из Афганистана) пытается сохранить внутренние связи, в т.ч. и при совершении браков. Третья группа беженцев из Афганистана (1982 г.) стремится сохранить как родственные связи, так и язык, и традиции. Первые сведения о переселенцах-узбеках относятся к 1638 г., где в р-не Тарсис было выделено для их проживания три деревни.
Узбекские татары. Общепринятое название: татары. Название, используемое самой этнической группой: узбеки, татары, узбеко-татары, бухарские татары. Численность: до 1970 г. 200 чел., проживали главным образом в одной деревне вилайета Конья. В дальнейшем часть пересилилась в Конью и Анкару, а 80 чел. убыли на заработки в Европу. 55 семей, прибывших в Турцию после 1982 г. из Афганистана, расселены в Газиантепе. Язык: татарский. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка с сильной приверженностью к соблюдению религиозных обрядов и обычаев.
Этногенез: данную этническую группу характеризует высокая родоплеменная зависимость, основанная на общности языка, культуры и истории. Браки совершаются только между родственниками.
Историческая справка: утверждается, что эта этническая группа в ХVI в. переселилась из Бухары в Тобольск, а в 1907 г. около 100 семей прибыли в Турцию. В дальнейшем к ним присоединились еще 30 семей. Все вместе в дальнейшем построили т.н. узбекскую деревню.
Дагестанцы. Общепринятое название: дагестанцы. Название, используемое самой этнической группой: а) по-турецки – “дагестанцы”, “лезгин”, “черный лезгин” (относится к аварцам); “белый лезгин” (цезиби, дида). б) на своем языке – “ма арул мац” (аварцы), “цедех” (даргийцы), “цумтал” (цезибийцы и дидайцы); “лак”, “хайдак” (кайтакцы); “лезгиар” (лезгинцы). Численность: дагестанцы – 1900 чел., лезгины – 3250. Данных по численности других групп нет.Расселение: большинство представителей этой этнической группы проживает в провинциях Балыкесир (всего 1482 чел.), Денизли (942 чел.), Токат (904), Стамбул (753), Муш (351), Карс (300), Кахраман-мараш (283), Имеются малочисленные группы, проживающие в Адане, Бурсе, Чанаккале и Измире.
Язык: аварский, андийский, язык дидайцев, лакийский, даргийский. Религия: мусульмане-сунниты.
Этногенез: в своем большинстве представители данной этнической группы называют себя лезгинами, т.к. считается непрестижным выделять себя из малочисленных дагестанских народов. Главной является мысль о том, что они – выходцы с одной исторической родины. Среди молодого поколения, проживающего в деревнях уезда Ялова, есть такие, которые говорят на “дагестанском” язые, при этом они не знают того, что он является аварским языком. Такое положение вещей с большей долей вероятности объясняется тем, что они сами не делают четкого различия между собой. Наблюдается полный отказ молодого поколения разговаривать на родном языке. Вместе с тем в 2-3 лезгинских деревнях в процессе повседневного общения все еще используется лезгинский язык. Для письменности используется турецкий язык.
Культура этой группы все еще сохраняется благодаря элементам предметов обихода и быта. В этой связи особенно привлекают внимание с/х орудия, привезенные в 1865 г. переселенцами в Карс, и применяющийся по сегодняшний день традиц. способ обработки металла. В вилайете Сивас и в наст. вр. выращивается одна из с/х культур, привезенная из Дагестана. Традиц. нац. блюда являются одним из бережно сохраняемых элементов общей культуры дагестанцев. Несколько десятков лет назад большое значение придавалось заключению браков дагестанцев между собой, однако расширение всесторонних связей с другими этническими группами постепенно создает предпосылки для ликвидации этого обычая.
Курды-сунниты. Общепринятое название: курды, курманджи. Название, используемое самой этнической группой: в некоторых р-нах (Ван и Хакяри) крестьяне, для того чтобы не смешивали их с кочевниками, называют себя кырманджи. Кочевники же называют себя курдами. Численность: 2,2 млн.чел.
Расселение: в основном проживают в провинциях Хакяри, Ван, Агры, Сиирт, Битлис, Муш, Диярбакыр, Урфа, Карс, Мардин, Бингёль, Эрзурум, Элязыг, Тунджели, Эрзинджан, Адыяман, Малатья, Газиантеп, Кахраманмараш и Хатай. В поселках Ср. Анатолии, таких как Джиханбейли, Хаймана и Кюртоглу, а также в вилайетах Чанкыры, Сивас и Токат существуют целые колонии курдов. В городских центрах проживают большие группы, образованные рабочими-переселенцами. 700 тыс. курдов после I мировой войны и около 1 млн. курдов после курдского восстания в 1925 г., переместившись в 1926-27 гг. в р-ны Зап. Анатолии до вилайета Текирдаг, образовали новые р-ны проживания.
Язык: кырманджийский, диалект, носящий признаки арабского и турецкого языков. Религия: мусульмане-сунниты, в большинстве своем (70%) последователи учения Шафи, однако определенная часть курдов, живущих в вилайетах Урфа, Сиирт и Диярбакыр, принадлежит к ханифитам. Членство в сектах признается достаточно важным. В уезде Озалы (вилайет Ван) бок о бок живут члены тарикатов Кадирия и Накшбандия. 90% населения уезда Шемдинли (вилайет Хаккяри) принадлежит к Кадирия.
Этногенез: характеризуются прежде всего языком, а также отличием своей религии шафийского или алевитского толка от религии турок ханифитского направления. Шейхи тарикатов Кадирия и Накшбендия прививают своим сторонникам прочные религиозные обычаи. В некоторых случаях род и общинная структура все еще играют большую роль в укреплении группового сознания. Так, например, в уезде Озалп вилайета Ван существует 4 рода: Милан, Мурки, Такури и Шемсикян. Более крупные рода подразделяются внутри себя на семьи. Например, род Эртус подразделяется на семьи: Серефа, Сида, Ала, Гевда, Машхора, Махметпира, Эздина, Зирки, Хелиля, Хавуста, Квесура и Зевки. Кочевой или полукочевой образ жизни, который в отдельных случаях все еще ведут некоторые роды, усиливает внутреннюю групповую зависимость.
Среди курдов предпочтение отдается эндогамным бракам. Многие деревни имеют орг. структуру, свойственную племени. Некоторые общеизвестные традиции, в особенности свадебные обряды, принципиально отличаются от традиций и обычаев турок. Музыка, народные песни и танцы также сильно отличаются от турецких. Использование курдского языка в качестве офиц., а также в каких-либо СМИ или устно запрещено. В результате этого живущие в отдаленных р-нах курды отказываются обучать своих детей турецкому языку.
Курды-алевиты. Общепринятое название: курды алевиты. Название, используемое самой этнической группой: алевиты, курды. Численность: принято считать, что 20% курдов в Турции являются суннитами. В соответствии с этим можно говорить о 0,5 млн.алевитов.
Расселение; большинство алевитов проживает в вилайетах Бингёль (особенно в уездах Карлыова и Кыгы), Тунджели, Эрзинджан, Йозгат, Элязыг, Малатья, Кахраманмараш и в Кайсери, а также в окрестностях Чорум. Встречаются группы алевитов в вилайетах Адыяман, Газиантеп, Хатай, Кыршехир, Невшехир, Самсун и Токат.
Язык: кырманджийский, как у курдов-суннитов. Турецкий для совершения молитв. Зазайский. Религия: ислам алевитского толка.
Этногенез: характеризуется религией, языком и родоплеменными особенностями. Поддерживают более тесные связи, чем курды-сунниты, с другими алевитами, говорящими на турецком и зазайском языках. Эти отношения позволяют иногда заключить им браки между собой и обеспечивают возможность совершения ряда религиозных обрядов по турецким традициям. При этом существует поляризация между суннитами и алевитами. Это обусловлено тем, что курды-сунниты помогли туркам подавить восстание алевитов в 1938 г. Родовые древеса племени разделяют алевитов на тех, кто принадлежит к роду Сейид и кто не принадлежит к нему. Семьям Сейидов дано традиц. право выбирать верховное духовенство. Для сохранения этого требуется эндогамная структура семей. Остальная часть алевитов подчинена проводнику, которым является один из Сейидов и который подотчетен главе ордена. Проводник, выходец из вилайета Туаджели, указывает путь курдам-алевитам, проживающим за пределами Туаджели, и таким образом осуществляет деятельность одного из элементов системы. Групповая целостность обеспечивается идеей “возвращения потомков пророка” в лоно Эвляди Резуль, являющего источником помощи и силы. В этом, а также в зависимости от главы племени проявляется внутренняя племенная связь. Эта зависимость в последнее время ослабла по причине утери главами племен своего авторитета. Существующие между племенами различия отражены в традициях и народных сказаниях. Сближение религиозного и мирского авторитетов привело к тому, что молодое поколение стало терять уважение к религиозной иерархии
Грузины. Общепринятое название: грузины. Название, используемое самой этнической группой: картвели. Численность: около 60 тыс. человек, из которых порядка 30 тыс. используют наряду с турецким и родной язык. Расселение: основная масса этнических грузин проживает в вилайетах Артвин (7698 чел.), Орду (4815), Сакарья (4335), Бурса (2938), Коджаэли (2755), Самсун (2350), Гиресун (2029), Болу (1543),Амасья (1378), Балыкесир (1281), Синоп (1144), Стамбул (840), Токат (412).
Язык: грузинский. Используются также языки мегрелов и лазов. Религия: грузины исповедуют ислам суннитского толка (последователи учения Ханифи). Есть также около 10 тыс. грузин – представителей христианской церкви.
Этногенез: отличит. чертами грузин является язык и эндогамия. В этой связи большое влияние оказала религия. Они решительно отошли от большинства грузин, исповедующих христианство. Большинство грузин-мусульман проживали издавна вместе с аджарцами в р-не Батуми. Представители этой группы, признав Турцию в качестве родины, разместились в вилайете Артвин и называют его самым цивилизованным регионом Турции. Эндогамия ограничена запретом заключения браков близким родственникам, однако возможны браки между дальними родственниками. Грузины предпочитают жить одной большой семьей, которая включает в себя несколько поколений. Последниее время увеличилось количество браков грузин с представителями других народов. В Турции грузинский язык используется органиченно. Для общения и обучения используется турецкий. Грузины, проживающие в городах, в большей степени подвержены языковой ассимиляции. Они используют родной язык только в кругу семьи. Все грузины, проживающие в Турции, говорят с заметным акцентом и знают 2 языка. Есть ряд внутренних различий между грузинами. Грузины, проживающие в населенном пункте Мейданджик в уезде Шавшат вилайета Артвин, утверждают, что их корни отличаются от корней грузин, проживающих в р-не Борчка. Они говорят, что являются выходцами из Вост. Грузии и говорят на диалекте, сильно отличающемся от языка тех, кто проживает в Борчка. Никто из грузин, живущих в Турции, не считает себя аджарцем.
Курды-язиды. Общепринятое название: язиды. Название, используемое самой этнической группой: азиди, изиди, изеди, изди, дасни, дасени. Численность: около 20 тыс.чел. На Ср. Востоке в общей сложности проживает около 150 тыс.чел.
Расселение: большинство представителей данной группы проживают на границе с Сирией и Ираком: в окрестностях вилайетов Мардин – 25 деревень, Урфа – 24, Шиирт – 14, Адыяман – 2 деревни.
Язык: язиды в основном говорят на языке курдов. Проживающие в Мардине имеют особый диалект. При исполнении религиозных обрядов используется арабский язык. Религия: язидство (представляет собой смешанную религию, вышедшую из ислама и включающую в себя элементы иудаизма, христианства и ислама).
Этногенез: язиды с давних времен жили племенами. Все попытки объединиться с мусульманами были отвергнуты последними. Вся история жизни язидов связана с несправедливым преследованием этого народа. Род язидов исчисляется от Хасан-ал-Башри, который проживал недалеко от Мосула. По иерархии главой всех язидов был шейх, а в настоящее время мирза. Распоряжения среди язидов передаются от старшего к младшему, от отца к сыну. Среди представителей племени существует обращение друг к другу – “загробный брат”. Язиды считают, что они появились от Адама. Наиболее большие племена в наст. вр. проживают в Диярбакыре, Шиирте и Карсе.
Зазы-сунниты. Общепринятое название: зазы. Название, используемое самой этнической группой: зазы, заз, дюм-бюли, дюмюлю, димили (Эрзинджан, р-н Кыгы и Мутхи), кырд. Численность: 150 тыс.чел., которые проживают в 619 деревнях.
Расселение: делятся на две большие группы и несколько мелких подгрупп. Основные группы зазов проживают в вилайетах Бингёль (350 деревень), Урфа и Мардин (72), Битлис (11), Муш (37). Кроме того, небольшие группы в вилайетах Малатья, Диярбакыр, Карс, Нигде. Язык: различные диалекты фарси.
Этногенез: религия играет важную роль в жизни зазов. Имеет существенное различие с курдской религией. Но несмотря на это, отмечаются определенные связи с курдами, как в культурной, так и в эконом. жизни обеих общин. Были столкновения с алевитами.
Зазы-алевиты. Общепринятое название: зазы-алевиты. Название, используемое самой этнической группой; алевиты, димили, зазы, чаоек (Тунджели, Эрзинджан, Сивас). Численность: 150 тыс.чел. Отмечено 619 деревень, из которых 160 считают себя алевитами. Наибольшее количество деревень расположено в вилайете Тунджели.
Расселение: делятся на 2 основные и 3 доп. группы. Первая основная группа включает в себя р-ны Тунджели, Хозат (35 деревень), Назмийе (13), Оваджи (53) и Пюлюмюр (46 деревень). Этот р-н очерчен на севере горами Мунзур и на юге рекой Мурат.Вторая основная группа расселена вдоль правого берега реки Ефрат от гор Бингёль до равнины Малатья. Первая из доп. групп проживает в р-нах Имранлы, Кангал и Дивриги. Следующая группа размещается в р-нах Эрзинджан и Эрзурум. И последняя проживает в р-не Хыныста (вилайет Эрзурум).
Язык: язык такой же, как у зазов-суннитов. Однако некоторые группы при исполнении религиозных обрядов употребляют турецкий язык. Религия: мусульмане-алевиты.
Этногенез: зазы-алевиты всегда проживали разрозненно и постоянно враждовали. Язык в группе алевитов играет немаловажную роль.
Осетины. Общепринятое название: осетины, асетины, кушхи. Название, используемое самой этнической группой: ирон, иратта, ир, дигур, дигурон, дигуран, дигод, туаллаг. Численность: 9 тыс.чел. в 39 деревнях различных р-нов Турции.
Расселение: в Карсе 4330 чел., Йозгате (1626), Цуше (1440), Битлисе (487), Токате (438), Сивасе (2721), Кайсери (200), Эрзуруме (150) и несколько семей в Нигде.
Язык: представители группы говорят в основном по-осетински. Наряду с родным языком некоторые группы говорят на разных диалектах фарси. Религия: ислам суннитского толка.
Лазы. Общепринятое название: лазы. Название, употребляемое самой этнической группой: лазы. Численность: около 250 тыс. чел.
Расселение: в основном в зап. р-не Черноморского побережья Турции (Ризе – 57 тыс.чел., Артвин – 33 тыс.), а также в Болу, Бурсе, Стамбуле, Коджаэли, Сакарье, Зонгулдаке.
Язык: лазский язык относится к группе языков южного Кавказа, схож с грузинским. Религия: мусульмане суннитского толка. До 1580 г. лазы исповедовали христианство.
Этногенез: опирается на язык, ремесло, а также характеризуется структурой расселения. Лазы, расселившиеся на западе Турции, в вост. р-нах Синопа, в основном занимаются разведением чая и кукурузы. Поскольку большинство населения на западе Турции считает всех проживающих вдоль Черноморского побережья к востоку от Синопа лазами, их трудно выделить в самостоят. этническую группу. Более глубокое исследование показывает, что среди населения вилайета Синоп нет лазов и они в основном встречаются в р-не уезда Пазар и далее к границе с Грузией. В наст. вр. язык лазов смешался с черноморскими диалектами турецкого языка. Практически нет никакой разницы между языком лазов и трабзонским наречием. Особое произношение турецкого языка принимается лазами за основу.
Туркмены-сунниты. Общепринятое название: туркмены. Название, используемое самой этнической группой: туркмены.
Расселение: основные поселения находятся в Зап. и Внутр. Анатолии. Имеются утверждения, что большинство турецкого населения произошло от туркменов. Ими были сформированы племенные (родовые) кланы, и они же перешли к оседлому образу жизни. В наст. вр. основные группы населения, которые считаются туркменами, расселены в Афьене, Эмирдаге, Кайсери, Сивасе, Эрегли, Нигде, Карапынаре и излучине Кызылырмака. К северу от Коньи расселены племена туркменов: Харамейн, Карабаг и Тахгасыз. Наиболее многочисленную группу составляют Авшары. Они в 1865 г. поселились в р-нах Кайсери, Пынарбаши, Сарыз, Томарза (Узуняйля). Туркмены, поселившиеся в Трабзоне и Вакыфкебире, получили наименование чепни. В 1982 г. и в последующие годы около 75 семей переселились из Афганистана, разместились в Токате.
Этногенез: первым мусульманским лидером туркмен из р-на Хорасан стал Огузхан, а в дальнейшем ими становились выходцы из этого же племени. Род был построен на партиархальных принципах. Племя Огузхана было образовано шестью сыновьями и 24 внуками, носящими его имя, В дальнейшем племя разделилось на две одинаковые ветви под названиями Боз Ок и Уч Ок, которые выбрали местом своего проживания Анатолию. Сохранилось очень мало лиц, ведущих свою родословную от этого племени. Несмотря на то, что многие люди этого племени упоминаются в истории Анатолии, например Кынык в период правления династии Сельджуков и Кайы в период династии Османов, других таких примеров в истории не сохранилось. Точно так же, как не сохранилось и упоминание об Авшарах и Чепни, кроме тех, что были сделаны в летописях XI в. Эти племена были построены на партиархальных принципах, имели в своем составе более мелкие образования. Разрешались браки с представителями других племен. В племени чепни имелись религиозные различия. Часть племени, поселившаяся на западе, была мусульманами-шиитами, а поселившиеся в р-не Трабзона были суннитами. Авшары сохранили свои роды Кыллы, Деллер, Кекеч, Торун и Коджаналлы. Этому способствовало то, что каждый род имел свое стойбище. Родословная племени Белдик исчисляется жизнями нескольких поколений. Только одна ветвь этого племени Будак уходит своими корнями в глубину веков. За исключением двух родословных (Халаши и Авшары) все другие туркменские племена, в том числе и Белдик, можно считать более поздними и более мелкими образованиями и производными от упомянутых двух родов. Структура племен была приспособлена к кочевому образу жизни. Родственные браки были на достаточно низком уровне, особенно среди близких родственников (дядя-тетя), и составляли около 27, в том числе 1% – браки с племянниками (племянницами). Это объяснялось переходом постепенно к оседлому образу жизни и занятием сельским хозяйством.
Зачастую смешивают туркменов и кочевников. Это объясняется тем, что и среди туркменов имелось некоторое количество кочующих племен; большинство туркменов выступает против подобного смешивания, считая, что в этом случае имеет место подмена понятия племя понятием профессия (скотовод). Но эти проф. образования не сохранили ни племенных, ни религиозных признаков. В соответствии же с классификацией, принятой еще в Османской империи, различные туркменские племена, за исключением кочевников, находились под непосредственным управлением шаха или его семьи. Это явилось причиной того, что туркмены не распались на более мелкие роды. Если за туркмен истинных принимать племена, которые начали селиться в селах и деревнях, вести полуоседлый образ жизни, и среди которых активно пошел процесс ассимиляции, то можно понять большую разницу между кочевниками и туркменами.
В отношении истории племен информацией обладают лишь несколько человек, и трудно проверить поэтому истинность этих сведений, Племя Хотамыш (Отамыш) являлось частью племени Бегдиш. Однако, как утверждают специалисты, со времен Алепно и ближе к настоящему времени они начали называть себя тазыджилар. Туркмены Аккышл якобы являются выходцами из р-на Амик вилайета Хатай. Утверждается, что туркмены Эмирдаг являются выходцами из Мосула, а туркмены Белдик – из Мараша. Эта миграция туркмен произошла несколько тысячелетий тому назад. В наст. вр. эти группы туркмен сформировались в кланы. Несмотря на то, что кланы очень близки друг к другу, браки между членами различных кланов отсутствуют. Например, можно утверждать, что туркмены Аккышл и Авшар, проживающие в одном вилайете, не поддерживают никаких отношений. Хотамыши ассимилировали в своей структуре две курдские группы.
Туркмены-алевиты. Общепринятое название: туркмены, кызылбаш. Название, используемое самой этнической группой: туркмены, аширеб (сырач), чавум (налджи).
Расселение: несмотря на то, что сведений о компактном проживании нет, их р-ном расселения считается Зап. и Внутр. Анатолия, а также вилайеты Газиантеп, Карс, Сивас, Йозгат, Токат, Орду, Чорум, Балыкесир, Маниса, Измир и Мугла. Отдельные туркменские группы проживают в р-нах г.г. Эдремит, Бергама, Акхисар, Тургутлу, Тире, Сёке, Шаркышла, Гемерек и Низип.
Язык: турецкий, анатолийское наречие. В религиозных обрядах используется турецкий. Религия: мусульмане-алевиты.
Этногенез: в начале из состава туркменского народа выделилось племя, проживающее в Хоросане. Этому способствовали религиозные различия. Племя укрепилось путем эндогамного развития. Осознанные связи имелись у племен Чепни и Барак. У туркменов, проживающих в р-не Эдремита, эти связи были значительно слабее. На этом этапе важность осознанных внутриродовых связей по значимости превосходила религиозные различия. Туркмены, проживающие в р-нах Аданы, Ускюдарлы, Арапгир, имели прочные родовые связи и подразделялись на отдельные племена: Налджилар, Сырач, Бекташидирлер и др. Эти племена сохраняют свою целостность за счет эндогамного образа жизни. В патриархальных кланах разрешены браки с членами других племен. В браках родственные связи наблюдаются в пятом поколении. Существует много неустановленных моментов в исследованиях этнической группы туркмен. Например, племя Бараклар в некоторых исследованиях относят к алевитам, а в некоторых к суннитам.В племени руководство осуществляет старший по возрасту. Он регулирует возникающие разногласия между супругами, обеспечивает их взаимозависимость. Община за мелкие провинности на основе традиций, доставшихся от предков, сама определяет наказание виновному. Некоторые внутренние, закрытые моменты в жизни общины могут создать неправильное представление о ней. По этой причине алевитов классифицируют как секту неверных, имеющую обряд “тушения свечей” и занимающуюся блудом. Это утвердждение было опубликовано в XVI в. В качестве ответной реакции алевиты характеризовали суннитов как фанатиков. В XIV в. алевиты начали себя называть не словом кызылбаш, а словом алеви. Но это не изменило противостояния между алевитами и суннитами.
Тахтаджилар-алевиты. Общепринятое название: тахтаджилар. Название, используемое самой этнической группой: туркмены, тахтаджи. Численность: 20-100 тыс.чел.
Расселение: проживают в горах Торос, на западе в р-нах г.г. Измир, Маниса, Айдын, Мугла, Денизли, Бурдур, Испарта, Анталья, Ичель, Адана, на востоке – Марат и Газиантеп. Основная профессия в племени – лесорубы. По этой причине они все являются переселенцами из других р-нов. Зимой проживают в деревнях на побережье, летом поднимаются в горы. С марта до середины нояб. семейными кланами организуют стойбища в горах и под контролем минлесхоза занимаются лесозаготовками. В наст. вр. трудно определить, какое название использовать в отношении лесорубов, проживающих в Чанаккале и Балыкесире (тахтаджилар или туркмены-млиты). Большинство из них уже перешло к оседлому образу жизни.
Язык: турецкий, анатолийское наречие. Например, проживающие в Манисе и Анкаре используют наречие акхисар. Проживающие в Айдыне разговаривают на языке, который до сих пор не классифицирован. Религия: мусульмане-алевиты. По сравнению с другими алевитами – более строго соблюдают все нормы мусульманской жизни.
Этногенез: племя объединено по религиозному и проф. признакам. Ведет партиархальный образ жизни. Между тахтаджилар и другими суннитами существенных различий нет. Особенностью является то, что тахтаджилар демонстрируют особое почтение к деревьям. Прежде чем начать вырубку отмеченных деревьев – приносят жертвоприношение (режут животных) и следят, чтобы срубленное дерево не нанесло вред другим окружающим деревьям. Являясь лесорубами, они проводят жизнь в малонаселенных р-нах и несколько изолированы в религиозном плане. Тахтаджилар считают, что они происходят от туркмен. Алевиты-лесорубы, проживающие в р-не Балыкесир, называют себя не тахтаджилар, а туркменами или четни (чепни).
Тахтаджилар, проживающие в р-не Эгейского моря, разделены на два племени: Чайлаклар и Айдынлар. Они проживают в определенных местах. Чайлаклар – в р-не Карамана, Мут, Финике и Фетхие; Айдынлар – в Адане, Мерсине, Анталье и Измире. Чайлаклар разделены на три более мелких рода: Устюргели, Самаслы и Ажингёзлер. Айдынлар также подразделяются на более мелкие роды, такие как Агачери и Каракая. Классификация этих групп пока не закончена. В горах Торос проживают Чайлак, Гегчели, Донабаш, Эшела, Айдынлы, Чингёзлер и Кабакчи; в р-не г. Серик – Айдынлы, Чайлак, Кардешли и Энсели. По некоторым источникам насчитывается около 14 племен.
Принимая во внимание профессию, род возглавлял управляющий, под началом которого находилось 30-40 семей. Так они жили в малонаселенных местностях, между родами поддерживались отношения. Быт тахтаджилар быд организован по принципу эндогамии (из 123 обследованных семей – 79% – браки с родственниками). С другими алевитами браков нет. Прелюбодеяние и инцест у тахтаджилар распространены более, чем у других алевитов. По этой причине между суннитами и тахтаджилар имеются существенные различия.
Тахтаджилар, как отдельная группа общины, ведет свою родословную со времен Османской империи.
Абдалы-алевиты. Общепринятое название: абдалы, апталы, джерджары и др. Название, используемое самой этнической группой: абдалы. Численность: около 1,5 тыс.чел. Расселение: в вилайетах: Болу, Ескишехир, Денизли, Анкара, Конья, Анталья, Адана, Газиантеп, Невшехир, Кайсери, Сивас, Токат, Йозгат Синоп и Чорум. Как правило, абдалы проживают в деревнях.
Язык: турецкий, в котором используются заимствованные слова из фарси и курдского языков в соответствии с правилами турецкой грамматики, Абдалы, проживающие в р-не г. Кахраманмараш, разговаривают по-курдски. Религия: мусульмане-алевиты.
Этногенез: Согласно некоторым источникам, допускаются близкородственные браки. С точки зрения используемых ремесел – близки к цыганам: кожевенное производство, музицирование, жестяные работы, изготовление нац. одежды. Имеют хорошие отношения с тюрками. Прослеживается их этнографическая связь с абдалами, проживающими в Ср. Азии и Сирии. Местом происхождения абдалов считается Хорасан (Иран).
Азербайджанские тюрки-шииты. Общепринятое название: азербайджанцы (азери). Название, используемое самой этнической группой: азербайджанцы. Численность: 25 тыс.чел.
Расселение: в основном в р-нах вдоль границы с Арменией и Грузией. Подавляющее большиниство в р-не г.г. Карс, Игдыр, Агры, Ташлыджан, Эрзурум, Шенкая. Значит. часть населения г.Амасья состоит из ширванцев, которые переселились из советского Азербайджана в 1938 и 1945 гг. Из иранского Азербайджана группа переселенцев (5 тыс.чел.) расселилась на пустующих землях в р-нах г.г. Башкале и Мурадие. Первая волна переселенцев достигла г. Бурса.
Язык азербайджано-турецкий, близок к наречиям зап. Анатолии.
Этногенез: определяется, прежде всего, религией и их обособленностью как переселенцев. Поскольку не осуществляют браки с окружающим суннитским населением, то в вост. вилайетах отмечалось сближение с курдами-шафиитами. В р-не г. Афьон наблюдалась значит. ассимиляция азербайджанцев с местным населением.
Историческая справка: карабахские азербайджанцы в 1813 г. в ходе русско-иранской войны и подписания Гулистанского соглашения бежали в Турцию из Карабаха. Большинство карсских азербайджанцев – это тюркское население, вытесненное в 1918-25 гг. из Советской Армении.
Азербайджанские тюрки-карапапахи. Общепринятое название: карапапахи, карапапаки. Название, используемое самой этнической группой: карапапахи, терекеме. Численность: до 39 тыс.чел.
Расселение: наиболее плотно проживают в р-не г.г. Чилдыр, Селим, Кагызман, Алпачай. Вторая, наиболее многочисленная группа карапапахов проживает в вилайете Муш. После занятия русскими войсками г.Карс в 1877 г. часть карапапахов переселилась в р-н г.г. Сивас, Токат, Зиле.
Язык: карапапахский (из зап. группы огузских языков, близок к азербайджанскому). В наст. вр. перемешался с наречиями вост. Анатолии. Религия: ислам. Карапапахи – сунниты. Часть карапапахов, именуемая “терекеме”, придерживается шиизма, однако по некоторым взглядам они близки к алевитам. В 1883 г. в р-не, контролируемом русскими, включая г.Карс, из числа карапапахов проживало 11721 суннитов и 9931 шиитов.
Этногенез: карапапахи и терекеме имеют особенности, общие для всех кавказских народов. Несмотря на то, что карапапахи и терекеме имеют ряд различий в языке и религии, они известны под общим названием карапапахов. Среди обоих групп распространена эндогамия.
Историческая справка: карапапахи проживали ранее в сев. Азербайджане в р-нах Казах и Борчалы вдаль рек Дедеб и Борчалы. После подписанного в 1828 г. Туркменчайского соглашения часть карапапахов мигрировала в г.Карс, часть – в иранский Азербайджан в р-н Сулдуз. В 1904 г. группа в 90-100 семей обратилась к Турции за разрешением о переезде. Часть из них переселилась в р-н г.г. Агры, Тутак и Элешкирт. Другая часть – в р-н г.Адана. Оставшаяся часть переехала в 1914 г. в р-н г.Сивас (деревни Тутмач, Бююкёй, Курдоглу). Другие карапапахи мигрировали в Карс в 1921 г. На территории Османской империи в 105 деревнях проживало 29 тыс. карапапахов.
Уйгуры. Общепринятое название: уйгуры. Название, используемое самой этнической группой: начиная с 1971 г. – уйгуры. До этого употреблялись названия: кашкарлыки, турпаллыки, комуллуки. Численность: около 700 чел.
Расселение: вилайеты Стамбул, Адана, Измир, Кайсери. В Стамбуле около 50 семей проживают в р-нах Сафракей и Орнектепе. Приблизительно 100 семей переселились в Кайсери.
Язык: уйгурский, входит в вост.-тюркскую группу языков. Религия: мусульмане-сунниты.
Историческая справка: первая группа мигрировала в Турцию в 1950 г. через Пакистан, вторая – в 1968 г. через Афганистан.
Крымские татары. Общепринятое название: крымские татары. Название, используемое самой этнической группой: крымские турки. Численность: 500-3000 чел.
Расселение: в основном вилайеты Эскешехир, Анкара и Адана. Остальные разбросаны по всей Анатолии.Язык: в наст. вр. различают три группы. Выходцы с юж. побережья Крыма разговаривают на крымском диалекте турков Османов – ветви юго-зап. (огузской) группы тюркских языков. Проживающие в центре п-ова, в окрестностях Бахчисарая, разговаривают на крымско-тюркском диалекте турецкого языка, относящемся к зап. (кипчакской) группе. Выходцы из Таврии используют в общении крымско-татарский язык, который относится к зап. группе понтийско-хазарской подгруппы тюркских языков, Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: несмотря на то, что исламское учение (школа) Ханифи позволяет заключать браки с лицами, находящимися вне пределов этнической группы, в наши дни эндогамия в крымско-татарской этнической группе продолжается. Сходство крымско-татарского языка с османским обеспечило свободный переход на турецкий язык. В наст. вр. лишь пожилые люди говорят на крымско-тюрском языке. Крымеко-татарский язык, по всей вероятности, сохранился в большей степени.
Историческая справка: после 1783 г. большинство крымских татар переселилось в Добруджу и др. р-ны Балканского п-ова. В результате Балканских войн 1877-78 гг. татары были вынуждены бежать в Анатолию. В Эскишехирском вилайете татарами было создано в 1860 г. 8-10 деревень и в 1874 г. – 14 деревень.
Ногайцы. Общепринятое название: ногайи, татары. Название, используемое самой этнической группой: ногайи, татары. Численность: около 500 чел.
Расселение: из известных деревень, где проживают ногайцы, 3 находятся в вилайетах Анкара, одна – в Газиантепе, 14 деревень – в Конье, 4 – в Кулу, 1 – в Сивасе и 14 – в Токате.
Язык: ногайский; принадлежит аральско-каспийской группе тюркских языков, родствен с казахским, узбекско-кыпчакским, каракалпакским и киргызским. Язык ногайцев, эмигрировавших из Сев. Крыма, со временем ассимилировался в сев. и юж. крымско-татарский языки.
Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка. Конийские ногайи принадлежат к двум племенам Джембойлуклар и Джетсанлар. Их первые поселения в 1850-55 гг. были образованы племенными кланами. Родственная терминология сохраняется частично в некоторых местах и в активной форме ассимилирует в турецкий язык. В племенах в основном запрещается вступать в брак с инородцами и ногайи продолжают эндогамию внутри своего рода. При заключении браков с инородцами предпочитают узбеков и казахов. Крымские татары отвергают близость к ним ногаев.
Историческая справка: нагайи начали переселяться в Турцию в 1783 г. После Крымской войны 1853-56 гг. и Кавказской войны 1856-58 гг. иммиграция продолжилась. Большинство беженцев убыло в Добруджу, но после войны 1877-78 гг. большинство из них переселилось в Чукурова.
Балкарцы и карачаевцы. Общепринятое название: малкары, балкары и карачаевцы. Название, используемое самой этнической группой: балкары, малкары, малкарцы, карачаевцы. Численность: 4 тыс.чел.
Расселение: в вилайетах Конья – 2 тыс.чел., Эскишехир – 1081, Токат – 651, Стамбул – 120, Кайсери – 165. Другие поселения находятся в р-нах Афьон и Карахисар.
Язык: похож на понтийско-каспийскую подгруппу тюркских языков и относится к зап. кипчакской группе тюркских языков. Религия; мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: группы взаимосвязаны и пришли из р-нов Каспийского моря. Преобладают карачаевцы. Балкары с XVI в. многое взяли от культуры кабердеев. Одна деревня в Башхёюк вилайета Конья известна сохранением своих нац. традиций, музыки и танцев.
Кумыки. Общепринятое название: кумыки. Название, используемое самой этнической группой: кумыки. Численность: 1703 чел. Расселение: большинство проживает в вилайетах Токат – 807 чел., Сивас – 654, Чанаккале – 242. Небольшое количество проживает в Стамбуле и Ялове. Язык: кумыкский; относится к зап. (кыпчакской) группе тюркских языков. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка. В ильче Ялова есть кумыки-шииты.
Этногенез: сохранили нац. музыку и танцы. Характерные черты проявляются в свадебных ритуалах. Историческая справка: кумыки покинули родину (Темирханшура) во избежании т.н. преследований русских в 1861 г. После чего в основном разместились в вилайете Токат.
Чеченцы и ингуши. Общепринятое название: чеченцы и ингуши. Название, используемое самой этнической группой: нахджуо, гамаи, ламуры, вайнахи. Численность: 8998 чел. В вилайетах Мардин – 3000 чел., Сивас – 2356, Муш – 1961, Кахраманмараш – 930, Ёзгат – 316, Кайсери – 250, Эрзурум – 60. Остальные проживают в вилайетах Адана, Балыкесир, Эскишехир, Карс. Ингуши не имеют собственных деревень. В связи с событиями 1994-97 гг. отмечен рост иммигрантов из Чечни в основном в р-ны Стамбула и Трабзона. В целом же в последние годы значит. количество чеченцев расселяется в крупных городах Турции.
Язык: ингушский и чеченский образуют вайнахскую группу языков от семьи языков сев.-вост. Кавказа. Религия: мусульмане-сунниты ханифитского толка.
Этногенез: Следы нац.-патриархального устройства, практиковавшегося чеченцами до XVII в., на Кавказе встречаются и среди чеченских общин в Турции. Эти общины состоят из семей в 40-50 чел. и представляют собой эгзогамные кланы. Вместе с тем, несмотря на то, что каждый чеченец относит себя к определенному роду, классового деления нет.
Историческая справка: как и черкесы, чеченцы и ингуши пришли в Турцию с двумя волнами иммиграции, 1 – в 1865 г. через Карс, а 2 – после Балканской войны 1876 г.
До начала 90-х гг. этнические группы в Турции не имели ощутимой орг. основы. Исключение составляли лишь курды, создавшие ее в начале 80 гг. В 1991-94 гг. в связи с расширением прав субъектов РФ и образованием СНГ процесс зарождения этнических общественных организаций, фондов и ассоциаций приобрел лавинный характер. Это относится, в первую очередь, к сев.-кавказским культурным обществам, объединяющим турецких граждан, являющихся по нац. принадлежности черкесами, дагестанцами, адыгеями, карачаевцами, балкарами, осетинами, чеченцами, абхазами, кумыками, ногайцами. В этот период на территории Турции насчитывалось 47 сев.-кавказских культурных обществ с общим числом членов, регулярно вносящих взносы, – до 4 млн.человек. Эти общества образовывались в местах компактного проживания нац. меньшинств и, как правило, в крупных городах – Стамбуле, Анкаре, Адапазары, Эскишехире, Конье и ряде других.
Наряду с обществами культуры в Турции существуют также различные фонды. Так, в Стамбуле активно действует Алайский фонд образования, культуры и помощи народам Кавказа, в составе которого в основном осетины. Руководит фондом ген. председатель Ремзи Йыдырым. Кавказский фонд образования и культуры имени имама Шамиля, ориентированный на выходцев из Дагестана (генсек фонда Гекхан Ментеш), хорошо известен в Турции с периода войны в Чечне.
Обострение грузинско-абхазского конфликта в начале 90 гг. повлекло за собой создание в Стамбуле Комитета солидарности с сев. Кавказом-Абхазией, который возглавлял Атай Джейишакар.
В целом, в наст. вр. существует устойчивая тенденция по объединению структур под единое руководство наиболее сильного из них Кавказского общества KAF-DER.