АНКАРА, столица Турецкой Республики и административный центр одноименной провинции. Второй по величине город и важный политический и экономический центр страны. Занимаемая площадь в официальных городских границах – 2,5 тыс. кв. км.
География и природные условия. Расположена на Анатолийском плоскогорье, у слияния рек Анкара (Энгури) и Чубук, на высоте ок. 830–850 м. над уровнем моря. Город раскинулся на степном и гористом холме на левом берегу реки Анкара. Район Анкары – один из наиболее засушливых в Турции. Окружен малоплодородным и однообразным степным ландшафтом. Климат – резко континентальный, с холодной и снежной зимой и жарким сухим летом. В январе средняя температура днем +1° С, ночью –6° С; в июле–августе от +12° С ночью до +27–28° С днем. Дожди бывают в весенний и осенний сезоны.
Управление. Городские власти подчиняются провинциальной администрации, возглавляемой правительственным губернатором. Городом управляет избираемый Городской совет и ответственный перед ним мэр. Большая Анкара подразделяется на 17 муниципалитетов, 422 квартала (махалле) и 82 деревни, имеющих собственные органы самоуправления.
История. Район современной Анкары был очагом древнейших культур цивилизаций, начиная с эпохи неолита. Недалеко от нынешней столицы были раскопаны следы поселений периода неолита (Этийокусу), медно-каменного века (Караоглан), бронзового века (Ахлатибель, Юмуртатепе, Битик), эпохи хеттов (Гоюк, Гавуркале), остатки фригийской столицы Гордион, крепости галатов (Каралар) и др. Территория Центральной Анатолии входила в состав Хеттской державы (2 тыс. до н.э.) Фригийского и Лидийского царств (1 тыс. до н.э.) и Персидской державы. В это время на территории Анкары существовало небольшое поселение или городок, и уже ок. 1200 до н.э. – укрепление, в котором находили убежище местные жители. Населенный пункт находился на пересечении важных дорог и торговых путей. В 333 до н.э. в нем ненадолго оставался Александр Македонский. После распада созданной им империи Центральная Анатолия досталась одному из его полководцев – Антигону, однако тот погиб в 301 до н.э. в ходе продолжавшейся борьбы за власть между наследниками Александра.
В 278 до н.э. центральная часть Малой Азии была захвачена вторгшимся из Европы кельтским племенем галатов, которое превратило Анкару в центр созданного им государства. Полагают, что от них происходит древнее название города – «Анкира» («якорь»). Галаты вели ожесточенную борьбу с соседним Пергамским царством, на помощь которому пришел Рим. В 183 до н.э. Галатия попала под контроль Пергама, а в 166 до н.э. – под влияние Римской империи (см. также ДРЕВНЙ РИМ). Формальную самостоятельность она сохраняла до 25 до н.э., когда император Август превратил ее в римскую провинцию с центром в Анкире, получившей статус города-полиса. Время от времени в нем проводили лето римские императоры. От периода римского владычества в Анкаре сохранились храм Августа, термы, построенные при императоре Каракалле, остатки римского театра и колонна императора Юлиана Отступника, посетившего город во время своего похода против персов. В начале н.э. в Галатии началось распространение христианства (по преданию, апостолом Павлом), и в 4 в. Анкира была уже одним из центров христианства в Малой Азии.
Город сохранил военное и стратегическое значение и в составе Восточно-Римской или Византийской империи (4–11 века), хотя в 5 в. подвергался нападениям персов, а с 6 в. – арабов. Для обороны от набегов с Востока были построены внешние стены Анкарской крепости. Византийская власть в регионе закончилась в 1071, когда Анатолией завладел сельджукский султан Альпарслан. В 1073 он присоединил Анкару, или как ее стали называть турки-сельджуки, Энгурийе, к своим владениям. При сельджукском губернаторе города Кизилбее в 1222 был построен старейший городской мост Аккопру. Город был известен также как Ангора и славился тем, что через него шла торговля знаменитой ангорской шерстью. См. также СЕЛЬДЖУКИ.
После распада султаната турок-сельджуков город в 1356 захватил Орхан I, второй султан Османской империи. Однако в 1402 в Малую Азию вторглись войска среднеазиатского правителя Тимура. В ходе решающего сражения под Анкарой султан Баязид I был наголову разгромлен. Только в 1413 Османская империя была воссоздана, и город теперь уже прочно вошел в ее состав.
Став центром Анкарского пашалыка, Анкара превратилась в один из крупнейших центров торговли и ремесла на Востоке. Особенно славилась она производством суконных тканей. С 1864 Анкара – центр одноименного вилайета. Однако в 19 в. значение города стало постепенно падать, несмотря на строительство в 1893 Анатолийской железной дороги, соединившей его со столицей – Стамбулом (Константинополем). В начале 20 в. он утратил некогда ведущую роль в торговле, пришли в упадок ремесла, и Анкара стала небольшим захолустным поселением.
Положение изменилось после Первой мировой войны, в которой Османская империя потерпела поражение. В 1919 лидер турецкого национального движения Кемаль Ататюрк, оценив стратегическое положение Анкары в центре Малой Азии, перенес в город свою резиденцию. В апреле 1920 в Анкаре собрался турецкий парламент – Великое национальное собрание, объявившее о непризнании навязанных Антантой условий мирного договора с державами-победительницами. Наступление греческих войск на город было летом 1921 отражено. В октябре 1923 Турция была провозглашена республикой, и Анкара стала ее столицей.
Президент Ататюрк приступил к широкомасштабной модернизации страны. Новая политика отразилась и на облике турецкой столицы. Для ее развития и планировки были приглашены специалисты из Европы. К югу от старого населенного пункта был построен новый город европейского типа. В феврале 1924 был официально учрежден муниципалитет Анкары.
В ее экономике первоначально преобладали мелкие и ремесленные предприятия, большинство из которых перерабатывали продукцию сельского хозяйства.
К 1930 власти построили в Анкаре современные фабрики и заводы (первыми стали в 1925–1926 пивоваренная фабрика, цементный и пороховой заводы, затем – металлургические и оружейные предприятия и т.д.), новые дома. Население быстро росло: в 1920 в ней проживало 30 тыс. жителей, в 1927 –75 тыс., а к 1940 – 155 тыс. человек.
Интенсивное строительство продолжалось и после Второй мировой войны, когда турецкая столица в основном приобрела современный облик. Быстро росла экономика города: в нем размещались также строительные фирмы, торговые, банковские и страховые компании. Население Анкары, составлявшее в 1950 почти 290 тыс., увеличилось к 1960 до 646 тыс., а в 1980 достигло 2,8 млн.
В 1984 был принят закон о муниципалитетах крупных городов. Однако при жестко централизованной системе, введенной Ататюрком, городские власти целиком зависели от правительства и получали финансирование из государственного бюджета. В условиях либерализации экономики в 1980-х доля средств, выделяемых из бюджета на нужды местного самоуправления возросла с 0,05% до 4%, и местные власти получили более широкие возможности в деле организации необходимой системы услуг. Под руководством мэра Мустафы Мелика Гёкчека, который возглавляет городское управление почти 20 лет, был осуществлен ряд градостроительных проектов и планов по совершенствованию инфраструктуры столицы. Значительное развитие получил частный сектор экономики: его доля в промышленности города выросла с 20% в 1960 до 85% в настоящий момент.