ЯТАНАГ
Ятаган, получивший известность скорее благодаря своей теплоэлектростанции, чем туризму, хранит на своих территориях немалые природные и исторические богатства. Въезжая в административный округ Ятаган со стороны реки Чине, вы непременно поразитесь изумительной красоте речной долины, в течение шести месяцев в году покрытой олеандрами , скал причудливой формы и старинного моста , перекинувшийся через реку Чине. Для того, чтобы оказаться в долине, необходимо отправиться не по новой, а по старой дороге Чине-Ятаган. Центр города остается несколько в тени от теплоэлектростанции.
Античные поселения в окрестностях
В границах округа Ятаган расположены два важных античных города: Стратоникея и Лагина. Есть еще Панамара, где руины не столь привлекательны, как на территории других городов, но которая тоже может быть предложена как интересный маршрут для пешей прогулки. До Статоникеи и Лагины можно добраться по шоссе Ятаган-Милас, первый город расположен до теплоэлектростанции, а второй после нее.
Стратоникея
Удалившись на 7 километров от Ятагана , по правую сторону от дороги вы увидите россыпи углей от множества прогоревших костров. Расстроившись от такого нападения на природу, вы заметите знак, сообщающий, что спустя один километр вы достигнете города Стратоникея. Перед античными развалинами раскинулась деревня Эски-Хисар, с бело-голубыми домиками, стоящими под сенью вековых чинаров. Прежде всего вам попадется на глаза деревенское кафе стоящее на окраине. Здесь вы можете остановиться , чтобы перевести дух и послушать историю старинного города.
Стратоникея, являвшаяся одним из членов Крисаорского союза, в древности была известна как Идриас. Городу было дано новое имя в честь Стратоникеи, жены Селейского короля Антиохоса , находившегося на престоле в период с 281 по 261 гг. до н.э. В 133 году до н.э. Стратоникея была окружена римскими войсками, так как в городе скрывался Аристоникос, восставший против наследования Римом королевства Баргама. Некогда, среди полноводных источников в тени вековых чинаров и в окружении античных статуй, в деревне Эскихисар бурлила жизнь. Теперь жители покинули поселение. В северо-восточной части деревни виднеется нагромождение больших обтесанных камней, составлявших стену крепости; на северной окраине города возвышаются центральные городские ворота, построенные из крупных блоков; в самом центре располагается хорошо сохранившийся Булевтерий (маленький театр), в западной части находились монументальные ворота (есть также мнение, что это был храм Сераписа); на западе города угадывается гимназий, напротив входных ворот в город - склепы. Эти и многие другие памятники вам предстоит увидеть во время прогулки по городу Стратоникея. Городской акрополь находится на горе, возвышающейся на юге. В окрестностях встречается немало фрагментов стен. На террасе, притулившейся под шоссе, виднеются развалины маленького храма, как свидетельствует надпись, построенного здесь в честь одного императора. У самого подножия холма перед вами откроется большой театр. Благодаря проведенным раскопкам, значительная часть постройки и сцены были освобождены из-под грунта.
Лагина
Неподалеку от Стратоникеи существовал еще один не менее важный город - Лагина. К месту руин можно добраться по шоссе Ятаган-Милас, на этот раз повернув на третьем километре в сторону деревни Тургут. В этом священном месте под названием Лагина возвышался храм, посвященный Гекате - богине лунного света , покровительствовавшей путешественникам. В настоящее время лишь часть территории этого храма была раскопана. Храм был разрушен и разграблен во время нашествия Партов в сороковых годах до н.э. Надпись, нанесенная на все еще стоящем вертикально дверном проеме, гласит, что храм был отремонтирован Августом (27 г до н.э.). Здание было построено по моде эллинских времен, в двумя рядами ложных коринфских колонн. Здесь специально был использован коринфский стиль, чтобы придать постройке более модернистский для того времени вид. Раскопки города Лагина были проведены в 1891-1893 года "отцом музеев" Осман-Хамди Беем. Найденные барельефы перевезены в Стамбульский археологический музей. Современные раскопки продолжаются под руководством проф. др. Ахмета А. Тырпана. В последние годы были классифицированы фрагменты храма и открыто новое неизвестное культовое строение на юго-западе.
Панамара
На расстоянии восьми километров птичьего полета от Ятагана , находятся руины города Панамара. Для того, чтобы добраться до них, необходимо отправиться по шоссе Ятаган-Мугла, на пятом километре повернуть направо, пересечь деревню Багъяка и проехать еще три километра. Предполагается, что Панамара представлял собой небольшой храмовый городок, подчиненный Стратоникее. До настоящего времени от храма осталось мало заслуживающего внимания. Однако , расположенная на возвышенности среди лесов Панамара может служить интересной целью для похода.
Монументальное дерево
Во дворе ресторана "Панарбыши", расположенного на двадцать четвертом километре по шоссе Мугла-Ятаган в районе Бозоюк, находится вековой чинар. Дерево зарегистрировано Министерством Лесных угодий и взято под охрану. Толщина ствола составляет 6 метров.
Верблюжьи бои в Ятагане
На землях, где мы сейчас находимся, история верблюжьих боев протянулась к началу 19-го века. Побережья Эгейского, Средиземного и Мраморного морей являются районами, где больше всего были распространены эти виды боев. Поединки между верблюдами являются в некоторой степени элементом юрюкской культуры.
В Ятагане верблюжьи бои проходят в форме фестиваля. Эта традиция, начатая в 50-х годах, после большого перерыва вновь возрождена в последние три года. Фестиваль проворится каждый год в конце января. В день, предшествующий соревнованию, владельцы верблюдов и гости организуют ночь хны, сопровождающуюся традиционными увеселениями. В соревнованиях участвуют самцы-верблюды, называемые "тюлю". За ходом боя следит арбитр, а решение принимает коллегия судей, сидящих за столом. В обслуживании соревнований участвуют две группы по 10 человек, призванные разнимать верблюдов, и команда из двух человек , обязанностью которых является надевать верблюдам намордники. В верблюжьих боях используются практически те же термины, как и при традиционной турецкой борьбе, даются категории "главный боец", боец "первого", "второго" и "третьего классов". В зависимости от захвата , верблюды подразделяются на "правшей" и "левшей". Во время боя верблюдам-тюлю привязывают седло, называемое "Хавут", придающее силу. Каждый раунд длится по 10 минут. Если получилась ничья, по побежденным считается первый, кто покинет поле.