Ужасная турецкая свадьба.
May. 5th, 2009 at 1:20 PM
А ведь я на днях собиралась писать про турецкую свадьбу!
Не про свою, а вообще - про свычаи и обычаи, но не этнографические подробности, а про то, что сама наблюдала в большом городе.
И тут эти новости.
Если кто не слышал: в Мардине - городишке на юго-востоке Турции - вооруженные люди ворвались на свадьбу и открыли огонь.Погибло сорок пять человек, в том числе дети, много раненых, а убитых, возможно, уже и больше, - и весь этот ужас называется здесь "кровная месть".
Скорее всего, это именно она и есть, а никакие не террористы: как-то такое не совсем в их стиле и духе.
А вот кланы на востоке вполне могли что-нибудь не поделить - ту же невесту, например... Восток - дело тонкое, а где тонко, там и рвется.
И я вот подумала: а ведь я - личным примером, всеми своими байками и веселыми историями - как будто опровергаю идею разницы менталитетов и прямо-таки рекламирую русско-турецкий брак.
И спорю еще с теми, кто говорит: не ходите, девки, замуж на восток.
За весь-то Восток я не спорю, а вот Турцию обычно в обиду не даю, да?
Но сегодня я хочу и, наверно, должна сказать вот что.
Мне повезло: я счастлива.
Я знаю (лично, виртуально и понаслышке) еще с десяток таких же счастливых русско-турецких семей. Наверно, их больше.
Я слышала и о семьях распавшихся и несчастливых.
О семьях странных.
Я сама видела молодую женщину в тюрбане и длинном плаще, которая в летнюю жару подошла к калитке нашей дачи. С ней был маленький ребенок и какая-то старшая дама, потому что молодая женщина в тюрбане, по не общетурецким, а восточно-турецким понятиям, не может выйти одна на улицу, даже погулять с ребенком.
Раньше ее звали Света, но все называют ее Зейнеб - это имя она приняла, приняв ислам.
Мы поговорили.
Я была в тонком открытом сарафанчике, а на нашей террасе сидело человек десять шумных веселых гостей - русские, турки, немцы, мужчины, женщины, дети...
Света-Зейнеб отказалась к нам присоединиться, пригласив, впрочем, заходить к ней, пока она гостит на даче у свекрови.
Уходя, она внимательно оглядела меня и задала вопрос.
Видимо, важный для нее вопрос.
И показательный.
"Скажите, - спросила она, - а вы как... вы счастливы?"
Я - да.
Она - по-видимому, нет.
Эта кровавая свадьба могла и может оказаться... нет, я не скажу "вашей", это слишком, но - чьей угодно.
Эти многочисленные романы с аниматорами... я не морализирую, вовсе нет, просто то, что так приятно начинается... не забудьте: оно начинается на курорте.
А курорт - это не Турция.
Совсем не Турция. А если вы что-то такое задумали и вам кажется, что это любоффф, вам надо посмотреть и другую Турцию.
Мне повезло: мой муж родом с Запада.
Сейчас я раскрою страшную, еще, кажется, не разболтанную мною на этих страницах правду: его семья - выходцы из бывшей Югославии. И его мать, и отец приехали в Турцию маленькими детьми из нынешней Македонии, они этнические турки, но тем не менее европейские турки.
История их семьи - это нечто, я уже начала ее записывать, когда-нибудь покажу и вам, но важно то, что все тогдашние эмигранты выбились в люди, получили образование, они хоть немного, но другие.
Как и уроженцы Стамбула, Измира - вообще турецкого запада.
А красавчик-аниматор... спросите его, откуда он, потом найдите на карте тот Кыршехир, Диярбакыр или Кахраманмараш.
Да, или Мардин.
А есть деревни, не указанные ни на каких картах.
И в них есть красавчики, получившие пятилетнее образование, их всем предметам учил один учитель, да так, чтоб не измучилось дитя; и росли те красавчики среди спрятанных под тюрбаны и шаровары женщин, и смотрели телевизор, и видели там женщин прекрасных и доступных, и если со своими им не позволяет та самая кровная месть, то с нами, блондинками, все по-другому... заодно и жизнь изменится... черт, девушки, это все правда!
И моя счастливая жизнь - правда, и эти абсолютно восточные юнцы со своими понятиями и законами - тоже правда.
Около нашей дачи курорт - там пасутся англичане. Видели бы вы этих официантов, продавцов, фотографов и прочих мужчин легкого поведения, которые вьются около англичанок - а те и рады, как будто на их родине после второй женитьбы принца Чарльза мужчин не осталось вообще, и смотреть на это странно и не слишком приятно.
Ах, у вас все не так и точно любоффф?
Так и у меня любоффф. Причем больше двадцати лет, а это кое-что.
И я знаю, о чем говорю.
И знаю, что все индивидуально.
А еще я знаю, что все те счастливые русско-турецкие семьи похожи друг на друга в одном: их любоффф случилась довольно давно.
Когда мы все и мир тоже были немного другими.
А в последние годы и с той и с другой стороны усилился клерикализм, активно пропагандируются традиционные и религиозные ценности, и если мы двадцать лет назад были свободны от кровной мести, тюрбанов, патриотизмов, крестных ходов на Пасху, намаза по пятницам, то сегодняшней молодежи это уже кажется привлекательным.
Тем сложнее будет находить общий язык после медового месяца.
Крестить ли ребенка, делать ли обрезание, выходить ли женщине одной, какой длины надеть юбку - все это может стать проблемой, если ваш "аниматор" никогда не соприкасался с европейской культурой и видел ее (или ее отсутствие) только на курортах.
Да, вы можете сказать, что я вся такая противоречивая, но я не могу и не хочу отрицать очевидного.
Я люблю Турцию, я живу в ней много лет, но я далеко не уверена, что смогла бы не жить, а просто выжить там, где из окна не видно Эгейского моря.
Запад есть Запад, и он и в Турции - Запад.
Хотя и у нас здесь все больше приезжих с Востока, и вчера я увидела на улице новую вывеску: "Ремонт огнестрельного оружия".
Извините за негатив.