Форум о прекрасном: Турции и всем, что с ней связано

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Культура России - богата и многогранна

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Останкинский дворец

За Москвой уже с давних пор установилась слава самого русского из русских городов.

Все восхищаются необыкновенной живописностью Москвы и тем особенным колоритным своеобразием, которое присуще только двум-трем городам в целой Европе, притом как раз наименее европейским, - Константинополю, Венеции, да, пожалуй, еще Амстердаму. О самих москвичах и говорить нечего, - они все без ума от своей "столицы" и прямо обожают ее, что делает им, конечно, честь. Еще императрица Екатерина II записала однажды в одной из своих литературных заметок: "Москвичи Москву любят страстно и думают, что нет спасения окроме, и что нигде не живут окроме, как в Москве". Впервые приезжающие в Москву иностранцы, а еще больше скептики и известные привередники петербуржцы – после трех дней восторгов начинают разговор на знакомую тему о "большой деревне", о "страшной, в сущности, азиатчине" и о сумбурности и нелепости даже самых московских "так называемых красот". Увы, - в этом есть доля правды, как ни обидно сознавать такую правду автору сих строк, который сам москвич.

Останкинский дворец с давних пор считался постройкой Кваренги. Об этом говорит один из первых исследователей московских окрестностей, Любецкий, прибавляющий, что окончил дом, изменив некоторые части, Казаков. Граф С.Д. Шереметев в своей брошюре "Останкино", составленной им по документам обширного шереметевского фамильного архива, говорит, что "хотя Останкинский дом и построен под личным наблюдением графа Николая Петровича домашними архитекторами, преимущественно Дикушиным, но за советами граф Николай Петрович обращался к приятелю своему Гваренги". Однако если бы этих указаний даже и не существовало, то участие в постройке Останкина обоих великих зодчих екатерининского времени все же не подлежало бы никакому сомнению, и при ближайшем изучении различных частей здания можно с большим вероятием разобраться, кому из них какая доля принадлежит во всем этом сложном целом.

Останкино лежит к северу от Москвы, в пяти верстах от Марьиной рощи. Наслышавшись много о его красотах, посетитель, едущий сюда в первый раз, будет несказанно разочарован совершенным отсутствием той живописности в его расположении, которой он привык восхищаться в других славных подмосковных. Он не увидит здесь ни великолепной панорамы, какая открывается из Нескучного или Мамоновской дачи, не встретит гор и извилистых оврагов Царицына и не найдет эффектных террас Архангельского. Останкино стоит на совершенно ровном, гладком месте и даже производит впечатление скорее вросшего в какую-то котловину, нежели гордо возвышающегося над окрестностью, как подобает дворцу. В конце  XVIII века Марьина роща сливалась еще с Останкинским лесом и совершенно заслоняла вид на дворец со стороны Москвы. И вот когда император Павел I изъявил желание посетить Останкино, то гр. Н.П. Шереметев приготовил ему прямо феерический сюрприз. "Лишь только государь", - говорит Любецкий, - стал проезжать местность густой рощи, вдруг, как из-под распахнутого занавеса, открылась ему полная панорама Останкина: дворец, широкий зеркальный пруд перед ним, прекрасный фасад церкви и сад, с всею улыбчивою окрестностью своею. В ожидании императора сделана была от начала рощи до самого Останкина, просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император чрезвычайно удивился внезапной перемене декорации, долго любовался ею и благодарил графа за доставленное ему удовольствие".

+3

2

Литургический контекст живописного убранства Санкт-Петербургского Петропавловского собора

Петропавловский собор, спроектированный в виде европейской базилики, на первый взгляд, вместе с ее архитектурным пространством усваивает и европейскую логику живописного оформления наоса. Идея пути, которую предполагает базиликальный храмовый интерьер, раскрывается  здесь в живописи как образ пути крестного. Изображение на стенах церкви скорбных событий Голгофской дороги, по которой шествовал Спаситель, оплакиваемый Своей Пречистой Матерью и иерусалимскими женщинами, довольно часто встречается в качестве храмовой декорации неправославных храмов. Остановки Господа, сгибающегося под тяжестью Креста, Его встречи с Богородицей и святой Вероникой  могли быть представлены в таких храмах среди других сюжетов Страстного цикла. Эта традиция дошла и до наших дней. Если мы посетим петербургский костел Успения Божией Матери, принадлежащий католической семинарии, мы увидим на его белых стенах раскрашенные рельефы, посвященные шествию Спасителя на Голгофу и Его страданиям.

Общая иконография росписей близка замыслу первой половины и середины 18 столетия: по центру - херувимы с орудиями мучений, в боковых нефах - атрибуты архиерейского богослужения. Связь композиций стен с последованием архиерейской службы дает возможность понимать живопись не просто в ее историческом, но в литургическом контексте. Идея крестного пути, таким образом, расширяется от образа Голгофской дороги до образа пути земной жизни Спасителя.

Архиерей, облачающийся у западного входа, символизирует воплощение Сына Божия. Теме Боговоплощения посвящена композиция западной стены храма - "Рождество Христово" (южная сторона); "Вход Господень в Иерусалим" над дверью не только символически связан с идеей пришествия Христа (воплощение, Страшный суд), но знаменует собой начало событий Страстной седмицы. Вербное воскресенье Входа Христова в Иерусалим предшествует Великому понедельнику и следует за Лазаревой субботой (события Лазаревой субботы представлены в Петропавловском соборе на восточной стене с северной стороны). Картина "Воскрешение Лазаря" вводит в общий план живописи тему Воскресения и связана с символическим пониманием движения архиерея по храму. "Когда же архиерей… на малом входе входит от западных врат с пением в алтарь: тогда знаменует воскресение из мертвых и вознесение от земли Христа Господа Иисуса".

"Вознесение"- ближайшее к алтарю изображение южной стены. Символическое значение богослужебных атрибутов, представленных на боковых сводах собора, раскрывается в росписях продольных стен в связи с образом Великого Архиерея - Христа. Петропавловский собор связан с данной традицией 17 века косвенно, через символический контекст картин Страстного цикла. На северном своде можно видеть архипастырскую митру, три свечи и посох, которые находятся в непосредственной близости с композициями "Коронование терновым венцом" и "Несение Креста". Терновый венец и Крест - одни из символических значений митры и посоха.

Трикирий (три свечи) – символ Троицы. То, что "Коронование терновым венцом" связано с темой архиерейства, подтверждает композиция "Христос перед Каиафой", находящаяся напротив на южной стене. В последнем случае Истинный Архиерей предстоит перед судом архиерея ложного. С противоположной стороны Истинный Первосвященник Христос "облагается венцем поругания" словно ложный царь и иерей. Ефрем Сирин в "Слове на Святый Пяток о Кресте и о разбойнике" замечает, что мучители Иисуса невольно почтили Его тем, чем покушались обесчестить. "Издеваясь, облекли Его в хламиду и собственными своими руками облачили Его, как царя. Увенчали Его терниями, как земля невозделанная, растворили оцет, как ни к чему не годный виноградник … подали губку, как Врачу душ; принесли трость, которою и написано их отвержение". Однако одежда поругания претворяется Воскресением Христовым в одежду славы и радости. При облачении архиерея поется: "Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо тя в ризу спасения, и одеждею веселия одея тя; яко жениху возложи ти венец, и яко невесту украси тя красотою".

Петропавловский собор общим своим видом напоминает комплекс Гроба Господня в Иерусалиме, повторяя его эмблематическую иконографию: башня, базилика, купол. Символическое сближение храма и Креста не случайное явление в искусстве, поскольку данные образы проникают друг во друга в богослужебных текстах.

Входя в собор, мы оказываемся в пространстве - времени Животворящего Креста, выраженном через текст Часов  Великого Пятка и  представленном в живописи. Шесть средних боковых композиций наоса из десяти соответствуют стихирам и тропарям Страстных пятничных Часов. Крайние пары изображений (предалтарные и входные) могут быть связаны с богослужебными текстами других дней Страстной Седмицы.     

Картины западной и алтарной стен дополняют богослужебные переживания Страстного Времени событиями Лазаревой субботы и Вербного воскресенья, вводящими христианина в сферу этого особого Времени. Боковые изображения храмого интерьера могут быть прочитаны не только как последование часов Страстной Пятницы, но и в контексте службы двенадцати Евангелий, в современной богослужебной практике проходящей накануне. Стихиры Часов Великого Пятка по существу повторяют основные богослужебные темы последней.

Итак, исходя из программы росписей, можно заключить, что интерьер Петропавловского собора является символическим пространством Креста: Крест - символ мученичества - венчает жития верховных апостолов Петра и Павла, а в иконописной традиции 17 века, наряду с образами Иерусалимского храма и Рая, может служить символом их жизни и служения. Например, на иконе из Сольвычегодского историко-художественного музея можно видеть изображения двух дополняющих друг друга праздников - Крестовоздвижения и Обновления храма, а также  сцены мученичества Петра и Павла и Эдем с Адамом и Евой. Все эти образы объединены мотивом Креста, который представлен на иконе несколько раз. Любовь апостола Павла ко Кресту красноречиво выражена в его Посланиях. В Икосе канона на Крестовоздвижение об апостоле Павле читаем: "Иже до третиаго небесе восхищен бысть в рай, и глаголы слышав неизреченныя и божественныя…, что галатом пишет…: мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни".

+1

3

Московский Кремль

Несмотря на то, что сейчас официальной датой основания Москвы считается 1147 год, когда она впервые упоминается в летописях, поселения на этом месте существовали задолго до XII века.

Первые поселения Дьяковской культуры находились на месте современного Кремля на Боровицком холме примерно в IV-III веках до н.э. После этого какое-то время (несколько столетий) Боровицкий холм пустовал, хотя вообще на территории современной Москвы поселения Дьяковской культуры сохраняются до VIII-IX веков н.э., когда их сменяют племена летописных вятичей. С приходом вятичей мысовая крепость на холме возобновляется, и именно это время можно считать началом всей архитектуры Москвы (и собственно Москвы). По всей видимости, именно следы первой московской крепости были обнаружены при строительстве Оружейной палаты. Найденная около Оружейной башни печать XI века позволяет отнести существование первой крепости ко временам похода Владимира Мономаха на вятичей.

К середине XII века Москва - небольшой городок, который только начинает принимать важное стратегическое значение на пути из северо-восточной Руси в Киев. Здесь располагается усадьба Юрия Долгорукого, куда он приглашает Святослава черниговского в 1147 г. Установлено, что с конца XI до середины XII века у мысовой крепости существовало предградие, располагающееся в границах Дьяковского городища. Возможно, что это предградие и носило имя Кучково, встречающееся в повестях о начале Москвы, и именно здесь располагался двор Юрия Долгорукого.

В 1156 году по распоряжению князя Юрия из Киева, князь Андрей Боголюбский строит здесь, на холме в устье Неглинной, деревянную крепость. За полтора столетия со времени постройки крепости и до конца XIV века она еще как минимум дважды строилась заново, скорее всего сохраняя старые очертания. В 1177 году ее сжег Глеб рязанский, после чего стены были восстановлены и в 1237-1238 гг. Москва доставила много хлопот монголам, которые ее снова сожгли. В 1305 и 1308 году к стенам Москвы дважды подступала рать Михаила тверского, но так и не смогла взять "град". В 1331 году стены сгорели в пожаре, а довершил их уничтожение пожар 1337 года, "когда вся Москва погоре". Эта крепость именуется в источниках еще не "кремлем", а "кремником"; слово "кремль" впервые встречается в Тверской летописи под 1315 г.

После пожара 1365 г. в начале зимы 1366 г. князем Дмитрием Донским в совете с князем Владимиром Андреевичем и боярами было решено ставить каменный город и уже к 1368 году новый Кремль был готов. Его не смогла взять литовская рать Олгерда. Потом он не раз осаждался неприятелем. В 1382 г. его изменой взяли войска Тохтамыша. В 1408 г. двадцать дней простоял под Москвой хан Едигей. Спустя тридцать лет Москву безуспешно осаждал хан Улу-Мухамед. В 1451 году под стенами Кремля внезапно появился и так же внезапно ушел царевич Мазовша (так называемая "скорая татарщина").

Кремль Дмитрия Донского занимал практически ту же территорию, что и современный. На месте современной Спасской башни находились Фроловские ворота Кремля, на которых во время осады Москвы Тохтамышем находился знаменитый Адам-суконник. На месте Константино-Еленинских ворот находились Тимофеевские (по имени жившего около ворот окольничего князя Дмитрия Ивановича - Тимофея Васильевича Воронцова-Вельяминова). Современные Никольские ворота были заложены не на старом месте - скорее всего стена делала поворот от Фроловской (сейчас Спасской) к современной Средней Арсенальной башне, на месте которой стояла Граненая башня крепости Донского. Старые Никольские ворота находились приблизительно на половине этого отрезка (в летописях указывается, что построенная в 1458 г. церковь Введения на подворье Симонова монастыря находилась "у Николских ворот"). О южной стене крепости известно меньше. Есть некоторые основания предполагать, что примерно на месте Троицких ворот располагались Ризположенские или Богородицкие ворота с каменным мостом через Неглинную. Угловая Боровицкая башня несомненно существовала. В записи о постройке в 1461 году церкви Иоанна Предтечи "на бору" указано, что эта церковь стояла у "Боровитских врат". Южная (вдоль Москвы-реки) стена 1367 года совпадала с существующей сейчас. По углам стояли Свиблова и Беклемишевские башни, названные по именам бояр Дмитрия, а на месте Тайницкой башни существовали Чешковы ворота. Таким образом пять из 8 или 9 известных нам башен были расположены на восточной "приступной" стене.

К сожалению изображений белокаменного Кремля не сохранилось, хотя известно, что, например, Феофан Грек дважды изобразил его в своих росписях - в Архангельском соборе и в палатах князя Владимира Андреевича.

+1

4

Что вы знаете о валенках, или История уникальной русской обуви

Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны.

По археологическим сведениям, первые изделия из шерсти были обнаружены на Алтае, их возраст насчитывает около 2500 лет. Древнейшими изделиями из валяной шерсти считаются ковры. А само валяние, как способ обработки шерсти, было в широком использовании у степных кочевых народов. Однако первое упоминание о «войлочных сапогах» мы находим в древнейшем произведении русской литературы «Слове о полку Игореве». Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. Кстати, всего в двух городах России – Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок.

Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост как валенки».

В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Название зависело еще и от шерсти: валенки из козьей шерсти именовали «волнушечками» и «выходками», а из овечьей – «катанками».

Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Так, хорошо, если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения.

Без валенок наши предки не мыслили святочные и масленичные гуляния, колядования, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда, наверное, и была сложена знаменитая русская народная песня «Валенки». С радостью носили валяную обувь и представители власти: Петр I, например, изгонял похмелье тем, что надевал валенки на босые ноги и съедал тарелку кислых щей. Екатерина II и Анна Иоанновна носили изготовленные специально для них валенки даже с роскошными бальными платьями. Спасали валенки и нашу армию во времена отечественных войн.

В последнее время все чаще на прилавках магазинов можно увидеть валенки. Они ни в чем не уступают другим модным аксессуарам – их искусно украшают бисером, тесьмой, мехом и вышивкой, красят во всевозможные цвета, укрепляют на резиновой подошве с каблучком, изготавливают даже специальные домашние валенки. Такая необычная, полезная и удобная обувь вновь стала любимой и уважаемой!

+2

5

К истории лаптя на Руси

В начале XX века Россию еще нередко называли страной «лапотной», вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти, ставшие своего рода символом, вошедшим во множество пословиц и поговорок, традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях.

А плели лапти из коры и подкорья многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники… Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые веревки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подметку. Для праздничного выхода предназначались писаные вязовые лапти из тонкого лыка с черными шерстяными оборами или вязовые красноватые семерики.

Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. Великорусские лапти, в отличие от белорусских и украинских, имели косое плетение - «косую решетку», тогда как в западных районах бытовал более консервативный тип - прямое плетение, или «прямая решетка». Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали заплетку с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена.

Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Сохранилось описание этого промысла в Симбирской губернии, где лыкодеры отправлялись в лес целыми артелями. За десятину липового леса, арендованного у помещика, они платили до ста рублей. Снимали лыко специальным деревянным пырком, оставляя совершенно голый ствол. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево (отсюда, видимо, и известное выражение «ободрать как липку»). Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык - от 40 до 60 пучков по 50 трубочек в каждом - получалось приблизительно 300 пар лаптей.

Жизнь крестьян-лапотников описана многими русскими классиками. В рассказе «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенев противопоставляет орловскому мужику калужского оброчного крестьянина: «Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах».

Как видим, даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Своеобразный знаковый смысл кожаной обуви для крестьянина подчеркивает и другой наш писатель, Д.Н.Мамин-Сибиряк: «Сапоги для мужика самый соблазнительный предмет… Никакая другая часть мужицкого костюма не пользуется такой симпатией, как именно сапог».

Есть легенда, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого (XX) столетия.

+1

6

валенки такие моднявые :cool: ...а как интересно в этих лаптях удобно? :flag:

0

7

Elle написал(а):

а как интересно в этих лаптях удобно? :flag:

Не знаю, не пробовала..:dontknow: Но много слышала о том, что лапти легкие и в них удобно, как в домашних тапочках.
Айда все в лаптях ходить! :tomato:

0

8

Празднование Пасхи на Руси

Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа. Пасха не имеет постоянной даты, а высчитывается по лунному календарю. Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия. Если полнолуние падает на субботу или воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье. Обычно же праздник приходится на время с 22 марта/4 апреля по 25 апреля/8 мая.

Традиция празднования Пасхи в течение всей следующей за ней недели была связана с представлениями православных людей о том, что в день Воскресения Иисуса Христа солнце, взойдя на небо, опустилось за горизонт лишь в Фомино воскресенье.

Согласно широко распространенным представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновленным духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. Кроме того, полагалось изготовить новую одежду для всех членов семьи и вымыться в бане. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех.

В православной традиции Пасха считается «царем дней», «праздником всех праздников, торжеством всех торжеств». По всей России Пасху отмечали как день великой радости. Главным событием празднества было торжественное богослужение в храме и, как правило, семейная трапеза. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич – высокий хлеб из сдобного теста и пасху (паску) - сладкое блюдо из творога с изюмом, освященные в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо символизировало мир, обагренный кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

С праздником Пасхи связано множество различных поверий. По народным представлениям, день Пасхи настолько чист и свят, что черти и бесы с пасхальным благовестом проваливаются сквозь землю, а их вопли и стоны, вызванные злобой на Воскресение Иисуса Христа, можно слышать во время пасхальной всенощной и всего первого дня Пасхи. Крестьяне верили, что в этот день становится видимым то, чего не увидишь в другие дни, и разрешается попросить у Бога то, что очень хочется. Считалось, что во время пасхальной службы, если перевернуть свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна: он будет стоять спиной к алтарю, а на голове у него будут видны рожки. А если встать у дверей с творогом, то легко будет опознать проходящую мимо и помахивающую маленьким хвостиком ведьму.

Пасха ассоциировалась у русских с чудесным исполнением желаемого. Если, например, человек первым придет после пасхального богослужения домой, то для него весь год будет удачным. Если старик в день Пасхи станет расчесывать волосы, то у него будет столько внуков, сколько волос на голове. Если во время литургии девушка шепотом обратится к Богу: «Дай мне жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади», то жених посватается уже в ближайшее время, картежники, по поверью, могли просить у Бога постоянного везения в картах: для этого надо было взять c собой в церковь туз пик – «винный и, когда священник первый раз произносит «Христос воскресе!», ответить «Карты здеся!», во второй раз – «Хлюст здеся!», а в третий – «Тузы здеся!». Удача не покинет святотатца до тех пор, пока он не раскается в содеянном. Верили, что удача будет обеспечена и вору, если он украдет во время заутрени какой-либо предмет у молящихся людей и при этом не попадется на краже.

Идея воскресения из мертвых легла в основу представлений о том, что в пасхальную ночь на землю приходят души умерших. При желании люди, тоскующие о смерти своих близких, могут увидеть их в церкви на пасхальной службе, выслушать их просьбы и жалобы. После литургии русские крестьяне, несмотря на запреты священников, шли на кладбище христосоваться с покойниками.

Продолжением дня Пасхи была Пасхальная (светлая) неделя, длившаяся восемь дней, до Фомина воскресенья включительно.

0

9

В Пасхальную неделю, которая считалась началом возрождения, обновления жизни, проводилось много обрядовых действий, связанных с заключением браков. Их инициаторами и главными участниками были холостая молодежь и молодожены. С Пасхальной недели начинались весенне-летние гулянья парней и девушек. Пасхальная неделя была также временем, когда в русских деревнях проходили смотры невест. Например, в Печорском уезде Архангельской губернии девушки, надев самый красивый наряд, выходили на сельскую улицу для игры в бачу. Бача представляла собой длинную, украшенную росписью палку, которой надо было сбить установленную на земле деревянную фигурку. Игра собирала большое количество людей, желавших посмотреть на девушек. В Орловской губернии девушки, надев первый раз женскую одежду - понёву, отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Рязанской губернии девушки, вступившие в брачный возраст, приглашались на площадь перед церковью. Там они стояли некоторое время всем напоказ, а затем катались по селу на лошадях. При этом их «предлагали» в невесты каждому встретившемуся мужчине. Во Владимирской губернии молодожены подходили к собравшимся у их дома замужним женщинам и давали им в качестве «вступительного» пирог и яйца. В Костромской губернии замужние женщины, собравшись группой, приходили к дому молодоженов и требовали, чтобы новобрачная их впустила. Та открывала им дверь и говорила: «Соседушки, голубушки, меня любите и жалуйте, к себе примите в подруженьки». После этого все входили в дом и угощались праздничной едой. Однако особенно ярко проходило оглашение нового статуса молодых в деревнях Верхнего Поволжья во время обряда, называвшегося вьюнины. В величальных песнях, которыми окликали молодых под окнами их дома, обозначалась главная цель брака - умножение человеческого рода:

      Во корнях тех дерев
      Горностай гнездо свивал,
      Горностай гнездо свивал
      Да малых деток выводил.

В Пасхальную неделю девушки совершали различные магические действия, направленные на приближение сватовства и замужества. Так, мечтая поскорее выйти замуж, девушка должна была в день Пасхи первой попасть на колокольню и первой ударить в колокол.

Вся Пасхальная неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, угощались хорошей скоромной едой. Однако излишеств в еде и питье, великого общедеревенского разгула с драками, характерного для престольных праздников, в эти светлые, как их называли люди, дни не было. Праздничная трапеза проходила весело, радостно, но одновременно чинно и достойно. В Пасхальную неделю на деревенских улицах собиралось много народа: гуляли, демонстрируя себя, своих детей, свои наряды, разглядывая других гулявших, пели песни.

Качание на Качелях было очень популярно во время Пасхальной недели. Где-нибудь в конце деревенской улицы парни устраивают так называемые «обчественные качели» и возле этих качелей образуется не что вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармониками и «тальянками» толпятся здесь с утра до ночи; одни только глядят да любуются на чужое веселье, другие веселятся сами. Первенствующую роль занимают здесь, разумеется, девушки, которые без устали катаются с парнями. На качелях сидели или стояли девушки, которых раскачивали парни. В благодарность парни получали от девушек крашеные яйца. В Орловской губернии парни, посадив девушку на качели, били ее по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит. В Вятской и Нижегородской губерниях девушку качали до тех пор, пока она не называла имени своего жениха Все эти действия сопровождались качальными припевками:

      На святой неделюшке
      Повесили качелюшки,
      Сначала покачаешься,
      Потом повенчаешься.

Катание яиц – игра, которая начиналась обычно в Пасху и продолжалась всю Пасхальную неделю. Суть игры состояла в том, что крашеное яйцо скатывали по наклонно поставленному деревянному лотку или по земле с невысокой горки. Внизу были полукругом расставлены яйца всех участников игры. Каждый участник, отправляя свое яйцо вниз, должен был сбить с места чье-нибудь яйцо. Если ему это удавалось, то он присваивал сбитое яйцо себе и продолжал игру, если нет – в игру вступал другой участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону. Эта игра была довольно азартной и могла продолжаться по нескольку часов. Некоторым ловким парням и мужикам удавалось набрать за игру до двух-трех десятков яиц.

Катание яиц было известно также и в другие весенне-летние дни. В деревнях Верхнего и Среднего Поволжья во время праздника парни и девушки, расположившись парами, толкали яйца по земле друг другу.

В XIX в. катание яиц представляло собой веселую забаву с участием большого количества людей. Однако в древности эта игра входила в комплекс магических действий, связанных с пробуждением и оплодотворением земли. Так, во многих местностях России существовал обычай в день Вознесения катать яйцо по озими в надежде на хороший урожай.

Материал из свободной русской энциклопедии

0

10

Владимир Даль: Пословицы и поговорки русского народа

•  Русский что увидит, то и сделает.
•  В Москве толсто звонят, да тонко едят (по дороговизне для крестьян).
•  В Сибири бабы коромыслами соболей бьют.
•  Всякого слушай, а никому не поддавайся!
•  На Руси не все караси - есть и ерши.
•  В Суздале да в Муроме богу помолиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться. Суздальцы - сальники.
•  Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.
•  Куда черт не поспеет, туда бабу пошлет.
•  У бабы семь пятниц на неделе.
•  Владимирцы: и наши молодцы (как вологодские) ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, Тот и молодец.
•  Волга-матушка - глубокая, раздольная, разгульная. Днепр - быстрый, широкий. Дон Иванович - тихий, золотой. Дунай Иванович. Прут, Днестр, Неман - порубежные. Урал - золотое дно, серебряна покрышка.
•  Город Архангельский, а народ в нем диавольский.
•  Едет дядя из Серпухова: бороду гладит, а денег нет.
•  Ездил черт в Ростов, да напугался крестов.
•  Всего милее, у кого жена всех белее.
•  Молодец, купи баранок, да хороших каких - а поцелуй впридачу.
•  Ел, ел - что-то лопнуло: не брюхо ли? Нет, ремень лопнул с пряжкой.
•  Живет в Туле да ест дули.
•  Всем бита, и об печь бита, только печью не бита. :crazyfun:
•  Живучи в Москве, пожить и в тоске. Живет на Москве - в немалой тоске. Ой, Москва! - она бьет с носка. Бей в доску, поминай Москву!
•  За семь верст комара искали, а комар на носу.
•  Индейка из одного яйца семерых хохлов высидела.
•  Кашира в рогожу обшила, Тула в лапти обула.
•  Кострома блудливая (веселая) сторона. На Куси - выпей да закуси (Кусь, река Костр).
•  Кто в Вильне не бывал, тот чудес не видал.
•  Кто в Одессе не бывал, тот пыли не видал. Вышел из полону, да поселился на Дону.
•  Москва слезам не верит (не потакает, т. е. никого не разжалобишь, все чужие).
•  Москва создана веками, Питер миллионами.
•  На Дону ни ткут, ни прядут, а хорошо ходят.
•  На словах - как на масле, а на деле - как на Вологде.
•  Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец.
•  Не только звону, что в Москве (что в Киеве).
•  Нижний - сосед Москве ближний: дома каменные, люди железные. Воды много, а почерпнуть нечего (Нижний Новгород, на двух реках, но на горе).
•  Всякому мужу своя жена милее. Своя жена - своя и краса. Где муж, там и жена.
•  Продали с хохла пояс за три деньги, а хохол нипочем в придачу пошел.
•  Бабий кадык не заткнешь ни пирогом, ни рукавицей.
•  Русак не дурак: поесть захочет - скажет, присесть захочет - сядет.
•  Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь.
•  Русский молодец - ста басурманам конец.
•  Страшна Сибирь слухом, а люди лучше нашего живу.
•  Жена не сапог (не лапоть), с ноги не скинешь.
•  У Макарья - по деньге Наталья, а на грош - целый воз.
•  У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Егорья часы говорят (московск.).
•  Хохол глупее вороны, а хитрее черта.
•  Женские умы - что татарские сумы (переметны).
•  Что русскому здорово, то немцу смерть.
•  Я русский, на манер французский, только немного погишпанистее.
•  Муж с женой бранится, да под одну шубу ложится.
•  Вся семья вместе, так и душа на месте. Родня до полдня, а пообедать негде. Русский человек без родни не живет.
•  На его бабушке сарафан горел, а мой дедушка пришел да руки погрел.

Отредактировано Элен (2009-03-31 12:38:53)

0

11

Иван Купала - великий день очищения водой и огнем

Один из самых поэтичных и древних языческих праздников. Еще в дохристианскую пору славяне отмечали праздник Купайла. Слово «купало» означает горячее, ярое, кипящее существо, под которым подразумевается солнце. В половине июня полуденное солнце достигает высочайшей точки на небе и в таком положении остается на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием. Этот день языческого божества совпал с христианским праздником - Рождество Иоанна Крестителя - Святого Иоанна Предтечи. Это совпадение и слияние праздников привело к изменению в названии праздника - Иван Купала.

С образом божества связана любовная легенда. Разлученный в детстве со своей родной сестрой, Купало, не зная о том, что это его родная кровь, впоследствии женился на ней.
А закончилось это трагически: брат и сестра покончили с собой, утопившись. Отсюда и эротичный характер праздника. Допускались свальный грех и гомосексуальные игрища. Считалось, что, пройдя через все это, человек очищается.

В этот день, день жатвы, зажигали костер из жертвенных трав, и все, без исключения, независимо от пола и возраста, с песнями плясали вокруг этого костра. Интересно, что богу Купале приносили своеобразную жертву: купание.

Есть мнение, что на Ивана Купалу свой праздник справляют ведьмы. Он заключается в усиленном причинении зла людям. Считалось, что у ведьм хранится вода, вскипяченная с пеплом купальского костра, обрызгав себя ею на Ивана Купалу, ведьма могла преспокойно лететь, куда ей вздумается.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. В зачарованную Купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Все земное зелие-былие в эту Ночь получает сверхъестественную мощь: как злую, так и добрую. Ночные травы цветут Огнем. Таковы - черная папороть, царе-царь, лев, голубь и другие. “Трава лев, - сказано об одной из них в древнейшем из “Залейников”, - растет невелика, а видом как лев кажется. В день ее и не приметишь, сияет она по ночам. На ней два цвета, один желтый, а другой ночью как свеча горит..”. Папоротник, который раскрывается сильным огненно-красным слегка мерцающим цветом только на несколько мгновений, в Купальскую Ночь дает возможность нашедшему его угадывать будущее.

От Карпат до севера Руси в ночь с 6 на 7 июля все праздновали этот мистический, загадочный, разгульный и веселый день Ивана Купалы.

Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться в Иванов день - обычай всенародный, но в некоторых областях крестьяне считали такое купание опасным, так как в этот день именинник - сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Главным развлечением вечера на Ивана Купала являются прыжки через костер: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Если на Иванов день перелезать двенадцать огородов, любое желание сбудется.

Одинокие девушки, несчастные в любви, дабы приворожить избранника, в полночь на Ивана Купалу должны трижды обежать вокруг ржаного поля. Желательно обнаженными. Считается, что пока голая красавица бегает кругами, возлюбленный будет видеть ее во сне, а на утро поймет, что она и есть та единственная и неповторимая, которую он искал всю жизнь.

В этот день бросают в реку венок из березы: если потонет - смерть, поплывет - замуж выйти, к берегу прибьет - незамужней быть. Существует также обычай париться в бане с вениками из цветов иван-да-марьи и есть кутью, которую варили из ячменя и заправляли маслом.

В день Ивана Купала старались исцеляться росой.  Для этого люди вставали как можно раньше и ходили босиком по целебной купальской росе. В этот день проходил массовый сбор лечебных трав. Особой целебной силы купальская трава набирает к восходу Солнца, так вот, как говорится, “Кто рано встает, тому и Бог дает!” Травы и цветы кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для “отсушки”. Из чудесных трав собираемых в это время, стоит назвать “плакун-траву”, особенная сила которой заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх. “Терлыч-трава” употребляется для очарования парней девушками: они носят её у себя за пазухой и приговаривают: “Терлич, терлич, хлопцев покличь!” В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав. Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: “Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!” Травка “зяблица” помогает от бессонницы. Высушенным “расперстьицем” присыпают больные места на теле. “Пастушью сумку” издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях. Для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник. Под голову кладут трипутник (подорожник), приговаривая: "Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!"

Этнографами записано много поверий о том, что в день Ивана Купалы и на Петров день «солнце при восходе играет, переливается всеми цветами радуги, скачет, погружается в воду и снова появляется». В купальских песнях выражены эти же представления: «На Ивана рано солнцо играло...»; «Солнце сходить грае...». Наблюдения за «играющим» солнцем продолжались вплоть до Петрова дня (Купалы), который следует, очевидно, рассматривать как день прощания с солнцем, постепенно убывающим после летнего солнцестояния. Существовал обычай «караулить солнце». С вечера, захватив еду, молодежь и пожилые крестьяне, шли на горку, где всю ночь гуляли, жгли костры и ждали солнечного восхода, чтобы видеть игру солнца.

Ивана Купала - сайт
Скачать Иван Купала - лучшее :cool:

Отредактировано Элен (2009-04-02 11:41:01)

0

12

Русская народная сказка
Кашица из топора

Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
— Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старуха в ответ:
— Вот там на гвоздике повесь!
— Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
— Где хошь, там и заночуешь!
— Ах ты, старая ведьма! Я те глухоту-то вылечу! — И полез было с кулаками.— Подавай на стол!
— Да нечего, родимый!
— Вари кашицу!
— Да не из чего, родимый!
— Давай топор; я из топора сварю!
«Что за диво! —думает баба.— Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»
Принесла ему топор; солдат взял, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил-варил, попробовал и говорит:
— Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать! Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить! Баба принесла ему масла. Солдат сварил кашицу:
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть!
Похлебали вдвоем кашицу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,— отвечал солдат.— Где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошел в иную деревню.
Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес!

Украинская народная сказка
Как дед ходил в школу

Жил-был бедный дед. Как-то собрался он и пошёл в сельскую управу. Встретил там учителя с сигарой в зубах. Говорит ему дед:
— Курите! Всё курите!
— Может, и вы бы закурили, дедушка? И угостил деда сигарой. Спрашивает дед:
— Скажите мне, пан учитель, как это вы курите дорогие сигары, а у меня не на что купить и простого табака?
— Потому, что я в школе учился — ответил учитель.
Идёт дед и думает: «Пойду-ка и я завтра в школу». На следующий день приходит в школу.
— Что вам, дедушка? — спрашивает учитель.
— Да вот пришёл в школу.
— Э, дедушка, опоздали вы малость.
— Ну, тогда будьте здоровы...
На другой день дед ранёхонько встал и опять в школу.
— Что вам, дедушка?
— Вот пришёл я в школу пораньше, а то вы вчера сказали, что опоздал малость. Учитель смеется:
— Да не так я говорил, дед! Не к уроку ты опоздал, а учить тебя уже́ поздно — больно стар.
— И то правда.
Повернул дед домой. Идёт и на дороге находит сумку. Взял её, открыл — а сумка полна денег. Зажили дед с бабой припеваючи.
Только как-то поссорились они. Стукнул дед бабу по затылку. Рассердилась баба, да и донесла, что дед забрал чужую сумку с деньгами.
Таскают деда в полицию, допрашивают, бьют. Нашёлся и пан — хозяин той сумки.
И вызывают деда в суд. Судья спрашивает:
— Нашёл ты, дед, деньги?
— Нашёл.
— А когда нашёл?
— Да когда в школу ходил.
Посмотрел судья: деду уже́ лет семьдесят, а пан совсем молодой. «Нет. Деньги не этого пана». И остались деньги у деда.

0

13

Хохломская роспись

Хохлома - это самобытный русский народный промысел, существующий более трехсот лет, уникальное явление не только в масштабах России, но и в мировом искусстве. Промысел был основан в лесном Заволжье, на территории нынешнего Ковернинского района Горьковской обл. Жители многих селений, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды.

Благодаря иконописцам из старообрядческой среды, владевшим древним приемом "вызолачивания" изделий, здесь распространился своеобразный способ превращения простых деревянных мисок в "золотые" без использования драгоценного металла. Традиционная техника, усовершенствованная в наше время, основана на простом принципе. После завершающего этапа отделки изделия - "закалки" - под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый цвет. Сочетание ее с просвечивающимся металлизированным слоем дает золотистый эффект.

Хохломские изделия привлекают не только красотой орнамента. Их ценят за прочное лаковое покрытие, благодаря которому ими пользуются в повседневной жизни. В хохломском блюде можно подать окрошку к столу, в чашку налить горячий чай - и ничего не сделается с деревянным изделием: не потрескается лак, не поблекнут краски. Не случайно во все времена существования поволжского промысла мастера, владеющие "хитростями" изготовления этой "волшебной посуды", попадая по воле судьбы в другие места, основывали там новые центры ее производства.

Изготавливают хохломские изделия из древесины местных лиственных пород - липы, осины, березы. Изделия отличаются большим разнообразием. Простые формы деревянной посуды - мисок, чашек и бочат, поставков и кандеек - восходят к традиционной русской утвари. Красивые по пропорциям, крепкие и устойчивые, они создают в доме атмосферу уюта и праздничности.

0

14

Литература, история, философия, художественная культура России

0

15

«ВО ВСЕХ ТЫ, ДУШЕНЬКА, НАРЯДАХ ХОРОША»
              (Одежда русских женщин)

Ранее, по русским понятиям, красота женщины состояла из толщины и дородности. Женщина стройного стана не считалась красавицею. При этом русские любили женщин с длинными ушами, и некоторые щеголихи вытягивали их себе насильно. Этот обычай как нельзя более согласовался с раскрашиванием и с покроем платья, непонятным уже для нас вкусом, который ныне считается безвкусием…

Женщины, сами по себе красивые, белились и румянились до того, что совершенно изменяли выражение своего лица и походили на размалеванных кукол. Кроме того, они раскрашивали себе шею и руки белою, красною, голубою и коричневою красками; окрашивали ресницы и брови, и притом самым уродливым образом - чернили светлые, белили черные. Даже те из женщин, которые были хороши собою и сознавали, что они хороши и без разных посторонних прикрас, должны были белиться и румяниться, чтобы не подвергнуться насмешкам. При Михаиле Федоровиче одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собою, не желала румяниться, так тогдашнее общество издевалось над нею. Так силен был обычай, а между тем церковь его не оправдывала, и в 1661 году новгородский митрополит запрещал пускать в церковь набеленных женщин...

0

16

До петровских реформ и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя. Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма, появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье «с иноземского образца». Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной.

Именно замкнутость русского общества в целом и женское затворничество в частности становятся в XVII в. существенным тормозом развития страны. Резкое и качественно новое изменение в положении женщины произошло в эпоху Петра 1. Именно тогда женщине снова возвращаются ее место в обществе и права. В культуре преобладает светская направленность, а русское общество постепенно приобщается к достижениям мировой культуры. Петр I ломал старые дикие традиции и обычаи. Закончился век «теремного заточения». Петр I заставил страну жить в другом темпе; ее новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды, приказал сбрить (казаки воспротивились новой моде и остались при бородах... а в 1814 году русские войска, завершая войну с Наполеоном, вошли в Париж и героические казаки произвели на парижан неизгладимое впечатление, а борода просто вошла в моду, она так и называлась - борода «а ля рюсс»).

4 января 1700 г. в Москве под барабанный бой был объявлен его указ об упразднении старомодного русского платья. К 1 декабря 1700 г. предписывалось сменить весь гардероб мужчинам, а к 1 декабря 1701 г. то же самое наказывалось их «женам и дщерям» - чтобы они с мужчинами «в платье были равные, а не розные». С тех, кто не подчинится указу царя, было велено «брать пошлину деньгами, а платье старомодное резать и драть». Просторные наряды княгинь и боярынь в законодательном порядке приказано было сменить на «образцовые женские портища» - т. е. платья с корсетом и юбками до щиколоток, а вместо венцов и кик украшать головы фонтажмами и корнетами.

Петр мечтал одним махом искоренить традиционную русскую одежду. Однако переход к европейскому платью оказался делом длительным и сложным, причем не только в консервативной деревне, но и в городах, ведь ломались старые привычки, традиции и вкусы. Национальный русский костюм формировался столетиями. Он учитывал климатические особенности и сложившийся образ жизни, был функционален и удобен. «Насмешкой и ругательством», по словам дворянина Ивана Неплюева, были встречены западные моды в России. Туго перетянутые «осиные» талии, непокрытая голова противоречили устоявшимся у русских понятиям о красивом и безобразном, разрешенном и запрещенном.

В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб...

Не нимфы ли богинь пред нами здесь предстали?
С красой небесною краса сих нимф равна,
С незлобием сердец невинность их явна,
Конечно, божество они в себе являли.
Как сад присутствием их ныне украшался,
Так будет славиться вся Росская страна.

Отредактировано Элен (2009-04-14 13:30:50)

0

17

Энтузиастами и пропагандистами новой манеры одеваться, первыми оценившими удобство моды и привлекательность роскоши, были молодые столичные дворянки. Затянутые в жесткие корсеты, в башмаках на высоких каблуках, со сложными прическами, барышни легко преодолели первоначальную скованность, в то время как их матушки в сердцах проклинали «мерзкие новшества». Особенно неуютно ощущали себя представительницы старшего поколения на публичных ассамблеях и балах, где было многолюдно и жарко.

Однако самые дальновидные из родительниц своим чадам выписывали из-за границы специальные журналы «перспективных моделей», приглашали учителей танцев и словесности, гувернеров и гувернанток, искали портных, способных сшить платье на европейский манер. Присутствовавшие на тогдашних празднествах послы и их приближенные не могли не отметить, что женщины при русском дворе «красились, причесывались и одевались уже очень хорошо, по иноземному образцу», «не уступая француженкам и немкам».

Да, женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч.
И согревая жизнь, незримая теплиться.

Одежда дворянок по силуэту стала походить на французский костюм и состояла она из распашного платья, юбки и корсажа, надевавшихся поверх льняной сорочки. Особенно непривычным для русских барышень был жесткий корсет. Став привилегией и мукой российских знатных дам, «упакованных» отныне в деревянные планки и китовый ус, корсет не позволял фигуре сгибаться и был призван придавать ей горделивую осанку. Дышать в корсете было нелегко, многие дамы с непривычки падали в обморок. Застежка у корсетов (шнуровка) была, как правило, сзади, так что самостоятельно избавиться от модного новшества было почти невозможно: корсеты одевали и снимали с богатых дворянок их девушки-служанки. Ношение корсета делало организм женщины более уязвимым для легочных и желудочных заболеваний, осложняло вынашивание детей. И все же желание не отстать от моды побеждало веления разума.

Силуэты платья и особенности его декора менялись, и не раз. Платьев и вообще нарядов в гардеробе столичных и провинциальных дворянок было довольно много, все они стали различаться по назначению. По утрам российская дворянка должна была надевать «утренние платья» светлых тонов, часто просто белые. После 10-11 часов она переодевалась в «домашнее платье», шившееся с минимумом оборок, лент и иных украшений. В случае выхода в город принято был надевать «платье для визитов» - костюм, состоящий из длинной юбки и курточки (сюртучка, казакина, кафтана).

Важную роль в течение всего столетия имели в облике российских дворянок прически. В допетровской Руси замужние женщины всех сословий считали постыдным появление «в обществе» с непокрытой головой. Поэтому ни о каких прическах и речи не было. Однако для европейского костюма они были необходимы. Новый этикет, заставив забыть ветхозаветные правила, потребовал от светских женщин разорительных трат на шиньоны, парики, а также шпильки, заколки. Везли их «по балтическим волнам» из дальних стран. Траты на украшения для волос и другие предметы роскоши были непозволительной расточительностью, обеднявшей не только не только самих женщин и их семьи, но и в конечном счете всю страну.

В последнее десятилетие XVIII в. прически, как и крой одежды, упростились. Исчезли шиньоны, парики, в моду пришла естественность. Увлечение античностью, легкими, прозрачными тканями, потребовало новой косметики. «Благородная женщина должна убегать такого недостатка, как румяные щеки, - поучал один из журналов того времени. - Сухощавость, бледность, томность - вот ее достоинства».

А вот одежда российских крестьянок оставалась традиционной. Как и семь веков назад, непременной частью ее была сорочка. Поверх сорочки крестьянок надевали распашной сарафан. Сарафан и юбка были очень длинными, что вместе с продольной орнаментацией или пуговицами сверху донизу способствовало зрительному «вытягиванию» фигуры. Датский посланник Юст Юль подметил, что «высокий рост является у русских почетным отличием и одним из условий красоты». Сверху на сарафан надевалась нагрудная одежда, по традиции короткая, едва доходившая до пояса - телогрея, душегрея, шугай (с рукавами) или епанечка (без рукавов). Особенно полюбился российским горожанкам шугай, название которого произошло от слова «шугать» - то есть пугать, отгонять: в провинции долго не могли привыкнуть к западной моде.

Зимой, в морозы, крестьянка или горожанка по-прежнему не могла обойтись без шубки. Как и прежде, существовали шубки короткие (до пояса) и до пят, носимые в рукава и в накидку, вседневные (заячьи, беличьи) и праздничные, которые крыли ярким шелком. К шубам носились капоры - пришедшие из Германии шапочки, отороченные мехом, или же шапки с тульей, похожей на колпак, которые выгибались набок.

Обувь крестьянками и небогатыми горожанками тоже носилась традиционная. Россия оставалась «лапотной»: лапти были самой распространенной летней обувью, в которой ходили по грибы, пасли скот, косили траву. Для зимних морозов, осенней и весенней слякоти они были неподходящи. Поэтому простая кожаная обувь - калиги, поршни - была не менее характерна для женского костюма и оставалась по-прежнему в ходу. Зимой в деревне очень практичны были валенки из плотно сваленной шерсти. Разумеется, модницы-горожанки не могли надеть валеную обувь к своим европеизированным платьям. Несмотря на угрозу простудиться, они предпочитали тонкие кожаные сапоги, порой дорогие импортные, не приспособленные к русским холодам, но подходящие по стилю к костюму.

Таким образом, XVIII столетие внешне еще более отделило крестьянку от горожанки, а тем более от дворянки. Причем именно женщины, по наблюдениям иностранных путешественников, описавших русский быт того времени, оказались наиболее приверженными «чужестранному модному платью». «Русская женщина, еще недавно грубая и необразованная, так изменилась к лучшему, что теперь мало уступает немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда даже имеет перед ними преимущества», - писал голштинский дворянин Ф. В. Берхгольц, связывая проникновение в Россию европейской моды и изменение стиля поведения людей.

Но российская деревня была настроена к западной моде иронично. Разряженные по европейской моде красотки с высокими прическами ассоциировались в народном сознании с бездельем, дурным, капризным характером, отсутствием целомудренной скромности. Устойчивое желание сохранить традиционный стиль в одежде отражало приверженность массы населения России проверенному веками образу жизни. Сближение же и взаимодействие двух тенденций - европейской и традиционной - во внешнем облике россиянок, начавшееся в XVIII в., шло медленно, но было необратимым.

0

18

Недавно одна немка спросила что такое валенки..не так-то просто было объяснить.

0