Останкинский дворец
За Москвой уже с давних пор установилась слава самого русского из русских городов.
Все восхищаются необыкновенной живописностью Москвы и тем особенным колоритным своеобразием, которое присуще только двум-трем городам в целой Европе, притом как раз наименее европейским, - Константинополю, Венеции, да, пожалуй, еще Амстердаму. О самих москвичах и говорить нечего, - они все без ума от своей "столицы" и прямо обожают ее, что делает им, конечно, честь. Еще императрица Екатерина II записала однажды в одной из своих литературных заметок: "Москвичи Москву любят страстно и думают, что нет спасения окроме, и что нигде не живут окроме, как в Москве". Впервые приезжающие в Москву иностранцы, а еще больше скептики и известные привередники петербуржцы – после трех дней восторгов начинают разговор на знакомую тему о "большой деревне", о "страшной, в сущности, азиатчине" и о сумбурности и нелепости даже самых московских "так называемых красот". Увы, - в этом есть доля правды, как ни обидно сознавать такую правду автору сих строк, который сам москвич.
Останкинский дворец с давних пор считался постройкой Кваренги. Об этом говорит один из первых исследователей московских окрестностей, Любецкий, прибавляющий, что окончил дом, изменив некоторые части, Казаков. Граф С.Д. Шереметев в своей брошюре "Останкино", составленной им по документам обширного шереметевского фамильного архива, говорит, что "хотя Останкинский дом и построен под личным наблюдением графа Николая Петровича домашними архитекторами, преимущественно Дикушиным, но за советами граф Николай Петрович обращался к приятелю своему Гваренги". Однако если бы этих указаний даже и не существовало, то участие в постройке Останкина обоих великих зодчих екатерининского времени все же не подлежало бы никакому сомнению, и при ближайшем изучении различных частей здания можно с большим вероятием разобраться, кому из них какая доля принадлежит во всем этом сложном целом.
Останкино лежит к северу от Москвы, в пяти верстах от Марьиной рощи. Наслышавшись много о его красотах, посетитель, едущий сюда в первый раз, будет несказанно разочарован совершенным отсутствием той живописности в его расположении, которой он привык восхищаться в других славных подмосковных. Он не увидит здесь ни великолепной панорамы, какая открывается из Нескучного или Мамоновской дачи, не встретит гор и извилистых оврагов Царицына и не найдет эффектных террас Архангельского. Останкино стоит на совершенно ровном, гладком месте и даже производит впечатление скорее вросшего в какую-то котловину, нежели гордо возвышающегося над окрестностью, как подобает дворцу. В конце XVIII века Марьина роща сливалась еще с Останкинским лесом и совершенно заслоняла вид на дворец со стороны Москвы. И вот когда император Павел I изъявил желание посетить Останкино, то гр. Н.П. Шереметев приготовил ему прямо феерический сюрприз. "Лишь только государь", - говорит Любецкий, - стал проезжать местность густой рощи, вдруг, как из-под распахнутого занавеса, открылась ему полная панорама Останкина: дворец, широкий зеркальный пруд перед ним, прекрасный фасад церкви и сад, с всею улыбчивою окрестностью своею. В ожидании императора сделана была от начала рощи до самого Останкина, просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император чрезвычайно удивился внезапной перемене декорации, долго любовался ею и благодарил графа за доставленное ему удовольствие".