Езда на велосипедах в Стамбуле становится популярнее
"Ездить в Стамбуле на велосипеде - это самоубийство", - категорично отвечали мне жители города, к которым я обращалась с вопросом об их отношении к велотранспорту. Ни один из них не был готов сменить автомобиль на велосипед, хотя, из-за цен на бензин, автомобиль для стамбульцев - именно роскошь, а не средство передвижения.
По данным Интернет-СМИ, в Стамбуле есть Ассоциация Велосипедистов (BD), альтернативные велосипедные сообщества и даже представители международной организации Critical Mass, которая стремится помочь окружающей среде с помощью велосипедов.
Все возражения против этого вида транспорта в Стамбуле понятны. Нет велосипедной культуры, подготовленных дорожек, маршрутов, спусков, разрешений, уважения водителей и понимания пешеходов. Зато есть пробки, холмы, лестницы, расстояния, а в Случае со Стамбулом, еще и пролив Босфор. Тем не менее, велосипеды не только появляются на улицах Стамбула, но с каждым годом их становится все больше и больше.
Хасан Чагры (Hasan Cagri), мастер крупнейшего веломагазина Стамбула Aktif Pedal, комментирует: "Я езжу на велосипеде, потому что это здоровье, это экономия, и, по большей части, это действительно интересно". И добавляет: "Медленно, но Стамбул меняется".
Что же заставляет стамбульцев пересаживаться на велосипеды?
Усталость от пробок. Стамбул - это бесконечные поток машин днем и ночью, медленно ползущий по широким трассам и переулкам. Необходимость планировать два часа на дорогу до пункта назначения обращает людей к мыслям о смене квартиры, работы, города и, наконец, вида транспорта. Известная социальная реклама обращается к одной из самых занятых улиц в Нью-Йорке: "Ты не застрял в пробке. Ты сам - пробка. Купи велосипед". Холмы таких людей не останавливают. Именно поэтому самый популярный вид велосипеда в Стамбуле - именно горный.
Экономия. Цены на бензин в Турции - одни из самых высоких в мире. Страна тратит миллиарды на покупку топлива. Отдельный автовладелец тратит больше тысячи лир в месяц на бензин, содержание машины, парковки и штрафы. Мурат Суйабатмаз (Murat Suyabatmaz), бывший президент Ассоциации Велосипедистов, часто повторял, что стране лучше потратить эти деньги на развитие велосипедной культуры, а велосипедистам, - на членство в спортзале рядом с работой.
Сидячий образ жизни – одна из самых больших проблем жителей больших городов. На пробежку по утрам нет времени, а до работы не добежишь. Для многих именно велосипед становится прекрасной альтернативой.
Экологическая сознательность. Есть целые группы велосипедистов, убежденных в том, что это - их маленький вклад в дело помощи задыхающимся городам. Ведь в машине иногда невозможно открыть окно, чтобы подышать воздухом. А это загрязнение создает каждая из отдельно взятых машин. Магазин Yesil Bisiklet даже выпускал журнал "Green Bicycle". Велосипед - экологичнее.
Итак, где и как можно ездить в Стамбуле на велосипеде?
Для начала можно присоединиться к прогулкам, которые устраивает Ассоциация Велосипедистов, альтернативные сообщества или организация Critical Mass. Прогулки помогут познакомиться с основными дорожками, а также завести интересные знакомства.
Основные маршруты - новый трэк Fenerbahçe-Pendik, набережные на европейской и азиатской сторонах вплоть до аэропорта, лес Belgrade. Велосипед теперь можно провезти в метро и на корабли вне часов-пик, а также поставить его в метробус.
Некоторые веб-сайты, на которых можно познакомиться с велосипедной культурой в Стамбуле.
wwwbisikletliler.org и форум “Bisikletliler Derneği” на wwwfacebook.com
wwwcriticalmassistanbul.org
wwwbisikletforum.com
wwwpedalsesi.org
wwwecf.com