Турецкий марш руссо туристо
На носу лето, скоро на курорты. После революций в арабских странах отдыхать там можно только в поисках адреналина. Не надо быть пророком, чтобы предсказать бешеный взлет курортной Турции.
В эпоху советского дефицита тинейджеры верили, что кроссовки от слова "красивые". По сходной логике Турция - от слова "турист". Европейцы найдут в Шенгенской зоне много теплых мест, для русских это головная боль. Наша дорога - в Турцию, которая скоро совсем обрусеет, уже виза бесплатная.
Говоря о загранице, мы признаем влияние на российские традиции европейских стран, особенно Германии. Влияние Турции на этом фоне мизерное, и это - парадокс. Самые близкие, вплоть до удушения, отношения между странами возникают во время военных конфликтов. Ни с кем Россия не воевала так часто, как с Турцией. Для русского турок - идеал врага. Мало того что челом не вышел, еще и иноверец. Нам так хотелось достать басурман, что, презрев русское миролюбие, большинство войн мы вели на чужой территории и в чужих учебниках выглядим захватчиками. Официальная историография помнит 15 русско-турецких войн, не считая бесконечных кровавых столкновений. Ни с кем Россия не воевала так удачно, как с турками, всегда побеждая и испытав поражение только в Крымской войне, где нехристям помогла коварная Европа. До ХХ века громадное большинство русских полководцев стяжало славу в турецких баталиях. Впрочем, поколоченная Турция утирала сукровицу и всякий раз быстро оправлялась. Для меня обидный парадокс истории: почему поражения от России так часто ведут к усилению блистательно поверженного врага, а мы плодов победы не вкушаем? Вопрос вновь уколол после недавнего 9 Мая.
Турция и Россия родственны своей раздвоенностью - стремлением попасть в Европу и опасением потерять национальную самобытность. Впрочем, Европа не торопится распахнуть объятия и признать нас европейцами. Турцию не берут в Евросоюз, нас не пускают в ВТО. Мы стоим в предбаннике Европы и смотрим на поползновения соседа с подозрением.
В генетической памяти русского человека турок запечатлен как свирепый воин. Пусть янычары с ятаганом в Россию не приходили, предпочитая Европу, дошли аж до Баварии. Современный турок являет полный диссонанс с исторической картиной и несказанно удивляет русского человека. Приехав в Россию, турок строит такие здания, которые русский поставить не в состоянии. Раньше в Москву приглашали итальянских архитекторов, теперь - турецких строителей. Однако в родимой Турции турок за грошовую плату прислуживает нам в ресторане, бегает за выпивкой и уносит грязную посуду, не испытывая унижения достоинства. Русский мужчина опустится до официанта только за щедрые чаевые, и не случайно по-русски это занятие зовется оскорбительно - "человек" и "половой". Когда русская эмиграция после революции обосновалась в Стамбуле, для турок непостижимой загадкой было то, что в русских ресторанах прислуживают женщины. В турецких отелях русского человека поражает, с какой кропотливостью и честностью потомки янычаров работают садовниками, уборщиками, сантехниками. Неспособность русского человека заполнить эту профессиональную нишу является главной причиной, которая заставляет сомневаться в возможности туристического преображения Сочи. Русских женщин, чтобы закрыть весь сервис, не хватит, а русский мужчина не хочет считаться неудачником и пахать не будет. Зато наши мужчины собираются построить в Турции первую атомную станцию. Это русский масштаб, не крошки же подметать.
Еще мы похожи тем, что сидим на ресурсах. Наш козырь - нефть, у Турции - пресная вода, все реки бегут вниз с ее территории. Соседи стонут, когда Турция строит ГЭС, а строит она больше России, хотя Чубайса в энергетике не знала. Турция вместе с Китаем оказалась одной из двух стран, которых не задел мировой кризис.
В Турции много наших туристов. И много русских, еще больше украинских девушек. Анимационные команды в отелях состоят сплошь из русых девушек и темнокожих юношей под началом турок. Может быть, это традиция. В Османской империи процветали отряды людоловов, которые завозили живой товар. Самой знаменитой пленницей была украинка Роксолана Лисовская. В отличие от библейской Юдифи, которая в патриотическом порыве отрубила голову Олоферну, красавица из Тернополя выбрала иной путь самоутверждения - с помощью интриг стала любимой женой и соправительницей Сулеймана Великолепного. Поскольку именно в эту эпоху Османская империя достигла пика могущества, надо признать, что Роксолана - самая успешная женщина-политик в наших богоугодных пределах. Роксолана стала для Сулеймана любимым аниматором, и он легко отправил на плаху весь ближний круг, даже родную маму, которая косо посмотрела на жену. Но тщетно дивчинам мерещится судьба Роксоланы. Кончились Сулейманы.
Исходя из всего сказанного не мифическую Португалию нам надо было выбирать в качестве экономической мишени, а знакомую Турцию. Ближе, ощутимее, злее. Идея прибить щит на врата Царьграда манила вещего Олега. Каждый русский турист в Турции может считать себя наследником Олега с той лишь разницей, что пришел он не за данью, а с кошельком, которому предстоит стать тощим...